Институт Этнологии и Антропологии РАН
Ученые советы и семинары Конгрессы и конференции Отчеты Электронный архив Ассоциация этнографов



Об институте

Новости

Структура института

Сотрудники

Программы и проекты

Публикации

Электронный архив

Важная тема

Важная тема

Контакты

Ссылки

Исследования



Ассоциированные сайты
www.ethno-online.ru
Уникальный этнографический фотоархив о различных народах и культурах мира.

www.eawarn.ru
Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов объединяющая ведущих ученых-экспертов действующих в регионах России и других странах бывшего СССР.

Гендерный сдвиг в сообществах Севера России

Международный научный семинар
«Гендерный сдвиг в сообществах Севера России»
г. Цесвайне, Латвия, 2—6 мая 2008 г.

Семинар проходил при финансовой поддержке фонда Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, Inc. и Института социальной антропологии общества им. Макса Планка

Организаторы:

  • Йоахим Отто Хабек, Институт социальной антропологии общества им. Макса Планка (г. Галле)
  • Ольга Поворознюк, Институт этнологии и антропологии РАН (г. Москва)
  • Виржини Вате, Национальный центр научных исследований (г. Париж)

Тезисы выступлений (pdf)

Содержание семинара

Цели и задачи. Во время семинара рассматривались кардинальные изменения в отношениях между мужчинами и женщинами, произошедшие в России в советский и постсоветский периоды под влияниям ряда явлений, которые мы условно называем гендерным сдвигом (gender shift). Чтобы расширить наше понимание изменяющихся гендерных и семейных отношений, на примере северных сообществ мы проанализировали новизну и аналитическую ценность понятия «гендерный сдвиг». С расширением сферы деятельности и появлением новых моделей поведения женщин и мужчин представления об их месте, роли и взаимоотношениях претерпели такие изменения, которые представляются нам характерными именно для северных сообществ. Многие параметры и последствия изменений в гендерных отношениях недостаточно хорошо изучены. Мы также не имеем четкого представления о скорости и масштабах изменений, протекающих в различных регионах и сообществах Севера.

Географические рамки исследований, представленных на семинаре, охватывали Российский Север — регион, включающий Сибирь, Дальний Восток и север европейской части РФ. Этот большой регион является классическим местом проведения этнографических и антропологических исследований со времен появления этих дисциплин. В отличие от антропологов, которые занимаются этим регионом, предпочитая анализировать взаимоотношения между мужчинами и женщинами преимущественно на примерах сообществ коренных народов, во время семинара мы попытались охватить различные типы сообществ, исходя из принципа их этнического разнообразия.

Основные вопросы. Основные вопросы, рассмотренные на семинаре на примерах исследований сообществ Российского Севера, обсуждались в контексте современных антропологических дискуссий по поводу теорий родства и гендера.

  • В какой степени в действительности изменились взаимоотношения между мужчинами и женщинами в северных сообществах России в досоветский, советский и постсоветский периоды? Насколько различны/похожи гендерные отношения и гендерные режимы в различных регионах Российского Севера, и каковы причины возможных различий на региональном уровне и уровне сообщества?
  • Какие «традиционные» и новые виды партнерств существуют между мужчинами и женщинами в северных сообществах? Какие стратегии поиска партнера в настоящее время используют женщины по отношению к мужчинам и наоборот? Насколько различаются (и различаются ли вообще) эти стратегии в сообществах Российского Севера?
  • Какую роль играют идеи и представления о женственности, мужественности, браке и семье в понимании современных отношений между мужчинами и женщинами в северных сообществах? Какой вклад вносят исследования систем родства и структуры семьи в изучение изменяющихся взаимоотношений женщин и мужчин? Что оказало наибольшее влияние на отношения между полами с 1991 г. — господствующая идеология российского государства или «импортированные» (привнесенные) западные ценности?
  • Какие образцы мужественности и женственности (а также андрогении) существуют в обществе? Какие из них являются признанными? Как они реализуются в различных средах (городские и сельские поселения, тундра/тайга) и местах? Соотносятся ли они с бытующими на Севере представлениями о культуре, природе, «крае цивилизации», и если да, то каким образом?
  • Какое влияние оказывают расширение рынка, идеология потребления, увеличение обмена товарами и информацией, растущая индустриализация, проекты модернизации и другие глобализационные процессы на местные практики и нормы гендерных и семейных отношений, и как они взаимодействуют с ними? Какие новые модели отношений и типы союзов между представителями разных полов возникли под влиянием этих процессов?
  • Как проявляются среди представителей различных поколений и воспринимаются ими проявления гендерного сдвига? Как связанные с этим изменения отразились (и действительно ли они отразились) на взаимоотношениях представителей разных поколений, членов семей, домохозяйств и сообществ на Российском Севере в целом?
  • Каковы политические и исторические предпосылки для проведения антропологических исследований гендера, семьи и родства на Севере? Какое влияние они оказали на формирование наших взглядов, и как нам преодолеть противоречия в научно-исследовательских подходах в этой области?
  • Какой вклад вносят наблюдения исследователей по поводу происходящих на Российском Севере идеологических и социально-экономических трансформаций в общие антропологические дискуссии по поводу гендерных ролей и семейных отношений?

Организация мероприятия. Семинар проходил в течение трех дней, исключая дни приезда и отъезда участников. Для того чтобы предоставить участникам достаточно времени для дискуссий и дебатов, были организованы: 1. общие заседания, на которых было заслушано 13 докладов, а сами презентации сопровождались дискуссиями (презентация — 20 мин., выступление оппонента — 10 мин., открытая дискуссия — 20 мин.); 2. заседания рабочих групп (четыре рабочих группы, два одновременных заседания по 90 мин.); 3. свободное пленарное заседание. Каждый докладчик выступал оппонентом коллеги из другой страны для того, чтобы стимулировать дискуссии за рамками «национальных» научных школ.

Язык. Рабочими языками семинара были английский и русский. Основным требованием к участию в семинаре было свободное владение, по крайней мере, одним из рабочих языков (язык, на котором читался доклад, выбирался самим участником) и пассивное владение другим, необходимое для активного участия в дебатах и дискуссиях. Заседания проводились без помощи переводчиков.

Базы данных ИЭА РАН разработаны при поддержке фонда РГНФ грант 00-01-10004б

© Copyright ИЭА РАН 2002
Design © DesignHouse