Документ
№54
В.И.Васильев
С.М.Малиновская
КОНЦЕПЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО,
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Москва 1994
Материалы серии отражают
точку зрения авторов и не являются официальной позицией Института.
При использовании ссылка
на материалы обязательна.
Редакционная группа:
В.А.Тишков (отв.ред.)
И.Г.Косиков
Н.А.Лопуленко
М.Ю.Мартынова
По вопросам приобретения
материалов обращаться по адресу:117334, Москва, Ленинский проспект, д.32а,
Институт этнологии и
антропологии РАН,
тел.938-00-19
В.И.Васильев
С.М.Малиновская
КОНЦЕПЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО,
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ
Вводная
часть
Из 26 народов,
включаемых в список малочисленных народностей Севера, национальной автономией
на уровне округов обладают семь: ненцы - Ненецкий округ Архангельской области,
Ямало-Ненецкий округ Тюменской области, ненцы и долгане - Таймырский
(Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края, ханты и манси - Ханты-Мансийский
округ Тюменской области, эвенки - Эвенкийский округ Красноярского края, чукчи -
Чукотский округ Магаданской области, коряки - Корякский округ Камчатской
области.
Часть малочисленных
народов Севера национальных автономий не имеют: саамы (Мурманская область),
селькупы (Томская область), кеты (Красноярский край), тофалары (Иркутская
область), нивхи, негидальцы, орочи, ульчи (Хабаровский край), нанайцы, удэгейцы
(Приморский край), ительмены, алеуты (Камчатская область), нивхи, ороки
(Сахалинская область), эвены (Магаданская и Камчатская области). Фактически в
таком же положении находятся и те группы народов Севера (из числа семи, имеющих
автономные округа), которые живут вне пределов этих административных единиц,
хотя порою даже на территории одной с ними области (края). Это - ненцы в
Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области, манси в
Свердловской области, эвенки в Томской, Иркутской, Читинской, Амурской,
Сахалинской областях, Красноярском и Хабаровском краях. По существу лишены
автономии и те группы народов Севера, которые живут на территориях, автономных
по своему статусу, но составляют там меньшинство среди коренных этносов:
нганасаны и энцы - в Таймырском округе, ханты и селькупы - в Ямало-Ненецком
округе, эскимосы - в Чукотском округе, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры - в
Якутии, эвенки - в Бурятии. В Республике Коми ненцы даже не выделены в числе
основных национальностей республики.
Между тем, некоторые из
этих групп достаточно многочисленны. Так, за пределами Ханты-Мансийского
округа, по данным переписи населения 1989 г., живет 47,2% хантов и 22,4% манси.
88,5% эвенков живут в различных областях и краях России, не имея национальной
автономии, и только 11,5% ею пользуются. Закономерно встает вопрос о том, что
современная национальная политика в отношении народов Севера нуждается в
совершенствовании и существенной корректировке.
Нельзя обойти вниманием
и происходящие в наши дни перманентные изменения в численном соотношении
пришлого и коренного населения в разрезе национально-административных и
административных единиц Севера Сибири. За тридцать лет, разделяющих Всесоюзные
переписи 1959 и 1989 гг., население Ямало-Ненецкого округа увеличилось в 7,9
раза (с 62,3 тыс. чел. до 487,О тыс. чел.). Ханты-Мансийского округа в 1О,2
раза (с 123,9 тыс. чел. до 1269,О тыс. чел.), причем происходил этот прирост
почти исключительно за счет приезда в округа населения из других краев и
областей страны, главным образом из Европейской части России, Украины, юга
Сибири.
Это обстоятельство
существенно повлияло на соотношение коренного и пришлого населения в
автономных округах. По данным союзной переписи 1989 г., коренные жители
(ненцы, ханты, селькупы) в Ямало-Ненецком автономном округе составляют только
6,1% от общего числа населения. В Чукотском округе на долю чукчей и эскимосов
приходится 9,8%. В Ханты-Мансийском округе ханты, манси и ненцы составляют
всего 1,6% по отношению ко всему населению.
Поскольку в связи с
продолжающимся интенсивным освоением нефтегазовых запасов Северной (и особенно
Северо-Западной) Сибири миграционный переселенческий поток туда, несмотря на
его некоторое сокращение в последние годы из-за экономического кризиса, все же
остается довольно высоким, можно прогнозировать в перспективе дальнейшее
сокращение доли коренного населения в общем демографическом балансе автономных
округов и других административных территорий северного региона.
Вопросы промышленного
освоения северных территорий в настоящее время превалируют в практике
повседневной работы административного и хозяйственного аппарата автономных
округов, им придается первостепенное значение; проблемы развития коренного
населения и отраслей промыслового хозяйства, в которых они в основном заняты,
повсеместно отступили на второй план.
Еще в более невыгодном
положении находятся представители северных народностей или групп, которые
лишены национальной автономии. В ряде областных администраций последнего
времени не было даже штатных Отделов народностей Севера. Эти функции выполняли
заведующие отделами или инструкторы, занятые другой постоянной работой. В этих
областях развитие промыслового хозяйства рассматривалось как второстепенное
занятие, никаких мер по его совершенствованию и техническому оснащению
фактически не осуществлялось. Не уделяется должного внимания и
культурно-просветительной работе, вопросам здравоохранения и народного
образования в регионах Севера.
В большинстве школ и в
настоящее время не поставлены изучение родных языков и истории народов Севера,
приемов и навыков ведения оленеводческого хозяйства, обучение охотничьим и
рыболовным промыслам на уроках труда. В результате современное поколение
многих северных народностей или их групп, живущих за пределами автономных
округов, утратило навыки работы в промысловом хозяйстве, не хочет идти в
оленеводство, заниматься охотой, хотя труд в этих отраслях хорошо оплачивается.
Исчезновение родного
языка, утрата промысловой культуры привели к появлению в северных поселках
определенной прослойки люмпенизированного населения, причем сравнительно
молодого возраста, не обладающей какими-либо профессиональными навыками. Как
правило, эти люди не имеют постоянных семей, и чаще всего платят алименты. Их
судьбы трагичны: преждевременная смерть или инвалидность на почве пьянства,
тюрьма в результате хулиганства или совершения бытовых преступлений.
Такая картина характерна
сегодня для многих поселков фактически на всей территории Крайнего Севера.
Изменить ее нельзя просто и сразу. Необходимо не только осуществление целого
комплекса политических, хозяйственных, юридических, культурно-образовательных
и иных мер, но, что едва ли не самое главное, скрупулезно продуманный подход к
данной проблеме с учетом национальных особенностей каждого региона. Ведь речь
идет о сохранении, а в ряде случаев о ревитализации родного языка и
национальной самобытности целых народов, создании реальной практической основы
для дальнейшего развития их хозяйства, культуры, языка и самосознания в условиях
сложной, а в ряде мест близкой к катастрофической ситуации. Народы Севера
немало пострадали от волюнтаризма, директив командно-бюрократического
характера, согласно которым их сселяли
из мест исконного жительства, с верховьев речек, из таежных и тундровых глубинок
в крупные поселки, расположенные на больших водных магистралях, но отделенные
десятками, а иногда и сотнями километров от основных охотничьих угодий и
богатых рыбой внутренних водоемов. В этих поселках были клубы, столовые,
библиотеки, но охотники и рыбаки не могли применить там свои профессиональные
навыки, деквалифицировались, превращались в сезонных разнорабочих. Столь же
ощутимый вред принесли многочисленные постановления о ликвидации кочевания с
указанием ее конкретных сроков
Все вышесказанное в
полной мере относится и к коренным народностям Томского Севера: селькупам
(1414 чел.), хантам (832 чел.), эвенкам (94 чел.). (Данные Всесоюзной переписи
населения 1989 г.).
Самый многочисленный из
этих народов - селькупы являются потомками древнего населения Среднего Приобья.
В XVII - XIX вв. усиливается приток русского населения на Томский Север. Хозяйственно-культурные
связи селькупов и русских стали закрепляться семейно-брачными узами. Особенно
активный характер они носили в кривошеинско-молчановском регионе. По данным
метрических книг, в кривошеинской Спасской церкви с 1890 по 1900 гг. было
заключено 57 браков между русскими и селькупами, что составило 79,1% от общего
числа селькупских браков, освященных названной церковью за этот период.
В послереволюционные
годы процесс этнического и культурного сближения селькупов с русскими принял
еще более интенсивный характер, чему, как это на первый взгляд ни
парадоксально, способствовала организация в 1930 г. Тымского национального
района, куда стало стягиваться население из бассейнов рек Васюгана, Чузика,
Парабели, Чаи, Кети и Томского Приобья. В итоге в составе населения района
оказались носители нескольких диалектов селькупского языка, которые настолько
отличаются по своим фонетическим особенностям, что переселенцы и жители
бассейна Тыма оказались не в состоянии понимать друг друга. Поэтому
повседневным языком общения для них стал русский язык, постепенно вытеснивший
из семейно-бытовой сферы селькупские диалекты. После того, как Тымский
национальный район был ликвидирован (1950 г.), русский язык стал доминировать среди
всего селькупского населения Томской области. К настоящему времени можно
констатировать полную утрату значительной частью селькупских семей традиционной
культуры и родного языка, что во многом объясняется их совместным проживанием с
русскими в одних поселках, высоким процентом смешанных браков. Так, по данным
Комплексной селькупской экспедиции, из 96-ти селькупских браков,
зарегистрированных Верхнекетским райзагсом за пятнадцатилетний период (1971-1984 гг.), 88 или 91,6% были
заключены с русскими, украинцами, немцами и др.
По данным переписи
населения 1979 г., из 1250 селькупов только 211 (16,8%) показали в качестве
родного языка селькупский, а 1О38 чел. (83,2%) назвали родным языком русский.
Кроме отдельных элементов промыслового назначения (охотничьи избушки и
инвентарь, лабазы, лодки, лыжи) фактически исчезла селькупская материальная
культура.
И тем не менее,
неправомерно делать на этом основании вывод о депопуляции томских селькупов,
исчезновении их как самостоятельной этнической единицы. Язык и традиционная
культура, безусловно важные, но отнюдь не единственно определяющие признаки
этноса.
В 1930-е годы, когда
Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИК РСФСР вводил новые
названия для народностей Севера, термин "селькуп" на севере Томской
области не привился. Местные селькупы в качестве самоназваний употребляли
традиционные названия своих этнотерриториальных и диалектных групп:
"чумылькуп", "сюссекум", "тайгул". В официальных
документах они записывались как "остяки", "инородцы" и даже
"туземцы".
В начале 196О-х годов
ситуация радикальным образом изменилась, повзрослевшее послевоенное поколение
приняло в качестве самоназвания термин "селькуп", который теперь
фигурирует во всех официальных документах: похозяйственных книгах, паспортах,
свидетельствах о рождении, браке, смерти.
В результате создалась
уникальная ситуация, почти не имеющая аналогов в других регионах страны: народ,
обладающий этническим самосознанием, но без традиционной культуры и фактически
без родного языка - на севере Томской области и полное обрусение значительной
части этого народа - в южных районах той же области. Развитию данного процесса
способствовало и то обстоятельство, что к настоящему времени все имевшиеся
ранее национальные школы - интернаты для селькупских детей ликвидированы.
Становление и развитие
общественных движений за национальное возрождение, отмеченное в последние годы
во многих регионах страны, имело свой резонанс и у коренных народностей
Томского Севера.
9 сентября 1989 г. в
г.Колпашево собрался учредительный съезд, среди 87-ми участников которого были
представители всех административных районов, где проживают компактные группы
селькупов Томского Севера. Съезд образовал национальное общество томских
селькупов - "Колта куп" (буквально: "обские люди"), принял
его устав и программу. Одно из основных требований, выдвинутых съездом, - создание
национальных селькупских сельских и поселковых общин в местах относительно
компактного исторического расселения представителей этого народа.
Настоящая концепция
призвана наметить и осуществить реальные меры для возрождения селькупского
народа, воссоздания его этнической мобильности и этнокультурной и этноязыковой
стабильности.
Концепция включает семь
направлений, конкретизация которых дается ниже.
Направление 1. Национально-политические
структуры, территории приоритетного этнического природопользования,
хозяйственные структуры, межнациональные отношения.
Основная цель
направления - создание национально-политических и хозяйственных структур в
местах исторического расселения коренных народностей Томского Севера.
На севере Томской
области проживает (по данным на начало 1992 г.) 272,2 тыс. чел. Соотношение
городского и сельского населения составляет соответственно 115,8 тыс. чел. и
156,4 тыс. чел.
Коренные народности
Томского Севера в подавляющем большинстве живут в сельской местности. По
данным на ту же дату, их суммарная численность составляет всего 1724 чел.,
(т.е. немногим более 1% от общей численности сельского населения). Подобно
русским и представителям других национальностей области народности Севера в
большинстве своем являются работниками зерновых и животноводческих совхозов и
почти не заняты в промысловом хозяйстве.
Между тем именно
северные районы Томской области поставляют на внешний рынок ценную дикую
пушнину. В 1991 г. охотники области добыли 4,4 тыс. шкурок соболя, 82,1тыс.
шкурок белки, 5,7 тыс. шкурок ондатры, 1О тыс. шкурок зайца-беляка. Однако
вклад потомственных охотников-промысловиков селькупов, хантов, эвенков в эти
поставки ничтожно мал. Лишь единицы из числа народностей Севера являются
штатными охотниками промхозов.
Рыбаки области с ее
разветвленной сетью водных магистралей, главной из которых является Обь с крупными
притоками Васюганом, Тымом, Парабелью, Кетью, Чулымом, добыли в 1991 г. 2,1
тыс. тонн рыбы. Но и в этой отрасли представители малочисленных народов
практически не представлены.
За годы
"советизации" многие из них утратили навыки занятия охотничьим
промыслом и рыболовством на профессиональном уровне и добывают рыбу и
промысловую фауну (главным образом лося и боровую дичь) исключительно для
собственных нужд.
Учитывая специфику
современного расселения представителей коренных народностей Томского Севера, их
незначительный процент в общей численности населения во всех сельских советах
области, совместное проживание в одних поселках с русскими и представителями
других некоренных национальностей, авторы концепции считают наиболее
приемлемой формой национально-политического возрождения и дальнейшего
прогрессивного развития этих народностей национальные сельские (поселковые)
общины, образованные в местах их исторического расселения.
Территориальная
соседская община на протяжении второй половины XIX - начала ХХ вв. являлась
основной формой социальной организации, в рамках которой протекала
хозяйственная деятельность и общественная жизнь селькупских семей, населявших
конкретный поселок-юрт. По данным этнографа Г.И.Пелих, семьи составлявшие общину,
владели участками охотничьих и рыболовных угодий, которые промышляли в течение
сезона. Определенные рыболовные угодья (места неводного лова во время путины
или добычи с помощью установки запоров) находились в пользовании всех членов
общины; на этих участках реки или озера промысел осуществлялся коллективно.
Как нам представляется,
восстановление национальных общин, имеющих в своем распоряжении закрепленные
охотничьи и рыболовные угодья, позволит возродить у селькупов, хантов и эвенков интерес к промысловой деятельности,
а в сочетании с перестройкой школьных программ на преподавание трудового
обучения, физической подготовки, исторического краеведения и других предметов,
спрофилированных на основе традиционной народной педагогики, закрепить знания
и навыки занятия охотой и рыболовством в последующих поколениях.
Юридический статус
национальных сельских (поселковых) общин с учетом специфики северного региона
должен быть разработан Ассамблеей малочисленных народов Севера, высшими
законодательными органами государства в качестве Закона.
Для севера Томской
области могут быть предложены следующие населенные пункты размещения центров
национальных сельских (поселковых) общин: Иванкино, Тоскине (Колпашевский
горсовет) - селькупские, Тюхтерево, Нельмач (Парабельский район) - селькупские,
Напас, Ново-Югине, Айполове (Каргасокский район) - первые два - селькупские,
последний - хантыйский, Назино, Дукашкин Яр, Ново-Никольск (Александровский
район) хантыйские, Усть-Озерное и Ордовка (верхнекетский район) первый -
селькупский, второй - эвенкийский.
По материалам
землеустроительных экспедиций 193О-х годов на одно "туземное"
хозяйство на Томском Севере приходилось 8-9 тыс. га охотничьих и 3О га
рыболовных угодий. Очевидно, близкими к этим цифрам нормами (конечно, с учетом
конкретных современных условий) следует руководствоваться при выделении угодий
каждой конкретной национальной общине.
Территории национальных
сельских (поселковых) общин (таежные и водные угодья) должны иметь статус
приоритетного промыслового пользования ими жителями поселков, расположенных на
этих территориях без каких-либо лицензионных ограничений, но с соблюдением
норм добычи, установленных общим собранием (сходом) населения сельской
(поселковой) общины.
Выделение отдельных
участков территории национальных общин государственным и кооперативным
учреждениям (по их просьбе) для осуществления промышленной, промысловой или
иной деятельности должно осуществляться на условиях договорной аренды только
при условии принятия соответствующих решений общими собраниями населения
национальной общины, санкционированными областными ассоциациями селькупов и
других северных народов.
По мнению авторов
концепции, "нетуземные" семьи (русские и представители других
национальностей), проживающие в национальном поселке или в пределах
отведенного ему региона на протяжении жизни одного поколения (25 лет), могут
быть полностью уравнены в отношении промысловой деятельности в пределах
приоритетных территорий национальных общин с представителями коренных народностей.
Разрешение на проживание в национальных сельских (поселковых) общинах всем
остальным семьям приезжих мигрантов должно в каждом конкретном случае даваться
общинным сходом и утверждаться ассоциацией северных народов Томской области.
Основными организациями,
осуществляющими хозяйственную деятельность в пределах территории национальных
общин, с точки зрения авторов концепции, должны стать промысловые кооперативы с
правами заготовительной, снабженческой и реализационной деятельности.
Поскольку, согласно Постановлению СМ РСФСР от марта 1991 за №145, северным
хозяйственным организациям, созданным на территориях проживания коренных
народов, разрешена обработка и реализация заготовляемой ими пушнины и рыбной
продукции по договорным ценам, следует пойти дальше и разрешить этим
хозяйственным организациям заключать прямые договора с зарубежными предприятиями
и фирмами, т.е. дать им самостоятельный выход на внешний рынок.
Следует предусмотреть
открытие при таких кооперативах специализированных мастерских по обезжириванию
и обработке шкур пушных зверей, выделке шкур диких парнокопытных (лося, дикого
оленя), шитью национальной одежды из обуви, изготовлению сувениров.
Необходимо разработать
проекты поселков - центров национальных сельских общин из расчета проживания
2О, 5О и 1ОО семей. Такие поселки должны иметь весь комплекс
административно-снабженческих и культурно-бытовых учреждений: магазин,
столовую, клуб, больницу (а не фельдшерско-акушерский пункт), отделение связи,
малокомплектную начальную или неполную школу, детский сад или объединение
школа-детский сад. При строительстве жилых домов и подсобных хозяйственных
помещений необходимо учитывать характер занятий коренного населения, связанный
с промысловой деятельностью, и национальные традиции.
С точки зрения авторов
концепции, осуществление предложенного пакета мер является непременным
условием сохранения и восстановления этнической самобытности, специфики
хозяйственной деятельности, комплекса материальной и духовной культуры малочисленных
народов Томского Севера в современных условиях.
Направление 2. Этнолингвистическая
ситуация и проблема ревитализация языков и диалектов коренного населения.
Язык - наиболее
специфическая форма проявления духовной культуры, психологического склада
народа. Народ мыслит, выражает свои чувства на языке. Как средство общения язык
неотделим от общественно-трудовой деятельности людей. Всякое познание наиболее
доходчиво и понятно народу на его родном языке.
Селькупский язык
принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. Кроме селькупов, на
самодийских языках говорят ненцы, энцы, нганасаны. Их языки составляют
северосамодийскую группу, селькупский язык относится к южносамодийской группе.
Благодаря длительному
совместному проживанию с русскими, смешанным межнациональным бракам многие
селькупы, особенно проживающие в современных Кривошеинском, Молчановском районах,
Колпашевском горсовете Томской области, еще до революции утратили родной язык.
В советский период этот процесс захватил и северные районы области.
Ханты говорят на языке,
принадлежащем к угорской ветви финноугорской языковой семьи. Кроме хантов, на
угорских языках говорят манси и венгры. Благодаря компактному проживанию,
томские ханты в большей степени, чем селькупы, сохраняют родной язык. Наиболее
этнически однородные группы хантов сосредоточены в Каргасоксокском (верхнее и
нижнее течение р. Васюган) и Александровском районах.
На эвенкийском языке,
принадлежащем к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи, говорят
томские эвенки, сосредоточенные, преимущественно, в Орловском сельском совете
Верхнекетского района.
В дореволюционное время
ни один из народов севера Томской области не имел своей письменности; их
диалекты и говоры фактически были совершенно не изучены. В зачаточном состоянии
находилось исследование синтаксиса и лексики. Единичные попытки создания
азбук не имели успеха. Так, в 1879 г. миссионером Н.П.Григоровским была
составлена азбука сюссекумского диалекта селькупского языка - "Азбука
сюссогай гулани". Отдавая дань важности подобного начинания и
исключительному значению этого пособия в качестве исторического языковедческого
памятника, приходится отметить, что практического применения в деле обучения
грамоте на родном языке селькупских детей азбука не нашла.
Вопрос о создании
письменности на языках народов Севера был поднят в первые годы установления
советской власти. В августе 1922 г. Отдел национальных меньшинств Наркомнаца
РСФСР внес предложение о создании письменности и разработке алфавитов на
языках малочисленных народов Севера.
Эта работа была поручена
преподавателям и студентам Института народов Севера, открытого в 193О г. в
Ленинграде. В 193О-е годы были созданы буквари и учебники для начальных школ на
языках 11 народов Севера, в том числе и учебник на тазовском диалекте селькупского
языка. Однако этот учебник оказался не пригоден для обучения селькупских детей
в школах Томской области, где коренное население говорит на иных селькупских
диалектах.
Поэтому работа по
созданию учебных пособий для селькупских национальных школ на южноселькупских
диалектах фактически начата только в наше время. Ее осуществляет коллектив
лингвистов-селькуповедов Томского педагогического института. Сотрудники лаборатории
селькупского языка пединститута пришли к созданию учебно-методического
комплекса с использованием принципиально новой методики, которая учитывает
специфику и национальные особенности селькупского этноса.
Комплекс включает:
программы по селькупскому языку (для первого, второго и третьего классов),
букварь или учебник по развитию речи для первого класса, учебники по языку для
второго и третьего классов, методические рекомендации для занятий по языку
(для 1-3 классов), дидактический раздаточный материал к занятиям по языку в
1-ом классе, звуковое приложение к урокам по языку.
При работе по
предложенному учебно-методическому комплексу необходимо иметь ввиду следующее:
1. Основным принципом
обучения родному языку в национальной школе является принцип устной основы,
что предполагает усвоение материала в устной речи до его включения в чтение и
письмо.
2. Устный вводный курс
селькупского языка проводится в течение всего первого года обучения. Курс такой
длительности позволит обеспечить на начальном этапе усвоение учащимися
большого объема языкового материала и пробудит у детей живой интерес к языку.
3. Во втором полугодии
учащиеся 1-го класса знакомятся с алфавитом и учатся соотносить буквы
алфавита, со многими из которых они знакомы из уроков русского языка, с новыми
звуками родного языка.
Учебник для первого
класса с помощью сюжетных и предметных иллюстраций, отражающих традиционные
способы ведения хозяйства, материальную и духовную культуру народа, призван
дать учащимся минимум лексики и типовых грамматических конструкций, без знания
которых невозможно свободно говорить на языке.
В "методических
рекомендациях к занятиям селькупским языком в 1-ом классе" предусмотрены
поурочные разработки 64 уроков (первое полугодие) и примерное поурочное
планирование лексико-грамматического материала (второе полугодие).
В разработку уроков
включается:
- новый учебный материал
(слова, типовые грамматические конструкции);
- материал для
повторения;
- рекомендации по
оснащению учебного процесса;
- описание хода урока.
В первом классе
предусматривается работа с учащимися над следующими лексическими типами: 1.
Знакомство; 2. Школа. Класс; 3. Игрушки. Игры детей; 4. Одежда и обувь; 5. Пища
и посуда; 6. Домашние и дикие животные и птицы; 7. Личная гигиена; 8. Времена
года.
Качественный состав
словаря устного курса разрабатывается в соответствии с принципами отбора слов,
принятыми в методике преподавания иностранного и русского языков в
национальной школе, а именно: 1. Принципа практической необходимости слова; 2.
Принципа частоты употребления слова в речи; 3. Тематического принципа.
Принципы устной основы
усвоения языка превалируют и в учебниках для 2-го и 3-го классов. Лексическую и
грамматическую основу учебника для 2-го класса составляет материал, освоенный
учащимися в 1-ом классе на уроках устного курса. Лексическо-грамматический
материал, предназначенный для усвоения в 3-ем классе, также первоначально
отрабатывается и закрепляется учащимися в устной речи и лишь затем - в процессе
чтения и письма.
Учебный материал для
2-го класса представляется в тех же темах, что и для 1-го класса. Работа
начинается после 8-1О уроков повторения пройденного в предыдущем учебном году
материала. Все темы построены одинаково и содержат следующие разделы:
"Смотрите и рассказывайте", "Читайте", "Читайте и
запоминайте", "Пишите". Цель раздела "Смотрите и
рассказывайте" - развитие связной устной речи учащихся, второго раздела -
обучение учащихся чтению. Раздел "Читайте и запоминайте" содержит
материал для усвоения типовых грамматических конструкций, цель раздела
"Пишите" - обучение учащихся основам письма.
Методические
рекомендации к занятиям по селькупскому языку во 2-ом классе "содержат
подробные разработки 18-ти тем. План-конспект 19-ой темы учителю предлагается
разработать самостоятельно.
Основная задача изучения
родного языка в национальной школе в 3-ем классе - закрепление и развитие у
детей навыков устной речи, аудирования, чтения и письма. Этой цели подчинено и
все построение учебника, который основывается на обиходных и фольклорных текстах,
сгруппированных по темам, близким к изученным в 1-ом и 2-ом классах. Каждая
тема расширена новым лексическим и грамматическим материалом. Учебник должен
быть снабжен лексическим словарем и грамматическим справочником. Группы
технических текстов снабжены комплексом условно-коммуникативных и коммуникативных
упражнений. Каждая тема имеет звуковое приложение.
"Методические
рекомендации к занятиям по селькупскому языку в 3-ем классе" содержат
примерные разработки основных тем и рекомендации по чтению и переводу текстов.
Для обучения родному
языку рекомендуется уделять 4 часа в неделю в 1-ый и 2-ой годы обучения, 3
часа в неделю - в 3-ий год обучения. Предполагается подготовить буквари и
учебные пособия на всех живых южноселькупских диалектах: чумылькупском,
сюссекумском, шёшкумском.
Как считают авторы
направления, введение обучения селькупскому языку в национальных школах
северных районов Томской области позволит ревитализировать селькупские
диалекты уже на протяжении жизни современного поколения.
Направление 3. Традиционная
материальная и духовная культура и се современное состояние.
Для современного
селькупского населения характерна преимущественная занятость в сфере
обслуживания, неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Селькупы,
имеющие высшее или среднее специальное образование, работают в учреждениях
просвещения, культуры, управления; среди ИТР местной промышленности и
сельского хозяйства представителей коренного населения почти нет.
В домашнем хозяйстве и
быту селькупов отмечается акцент на промысловую деятельность (охота,
рыболовство), ограниченность практики огородничества, в животноводстве
предпочтение отдается содержанию лошадей, а не крупного и мелкого рогатого
скота, скромность (по сравнению с русскими) интерьера жилищ и декоративного
убранства усадеб.
Таким образом в наши дни
происходит окончательное разрушение культуры селькупов. Если не будут приняты
специальные меры по ее ревитализации, после очередной смены поколений селькупы
как особое этническое формирование попросту исчезнут.
Вместе с тем можно
констатировать заметное оживление интереса коренных жителей к своему прошлому,
национальным культурным традициям.
В числе первоочередных
мер, призванных остановить процесс деэтнизации селькупов предлагается:
- предоставление
территориям национальных селькупских сельских (поселковых) общин статуса
этнических заповедников (этнопарков);
- предоставление
коренным жителям национальной общины права приоритетного природоосвоения этой
территории для промысловой деятельности, создание им благоприятных условий в
обработке и реализации продуктов охоты и рыболовства, организация малых
предприятий по производству широкого ассортимента предметов традиционной (или
нетрадиционной) культуры сувенирного назначения.
- в рамках национальной
сельской (поселковой) общины создание сети просветительских и
научно-практических учреждений и в первую очередь народных музеев,
деятельность которых была бы ориентирована на ревитализацию традиционной
культуры;
- разработка
национально-профилированных программ промысловой профессионально-производственной
ориентации для малокомплектных начальных и неполных средних школ северных
районов Томской области;
- специализированная
научно-практическая деятельность по созданию народных музеев,
музеефицированных комплексов на территории национальных общин; публикация
материалов по этнической культуре селькупов.
Проведение научных работ
на первом этапе состоит в исследовании прошлого состояния сфер культуры:
- материальной
(традиционных поселений и жилищ, транспорта, одежды, утвари, пищи);
- экологической (обычаев
природопользования и экологических знаний);
- нормативной
(социальных традиций, ритуалов, этики);
- духовной (мифологии,
представлений о человеке и окружающем мире).
Направление 4. Состояние
и перспективы развития народного образования.
В предреволюционные годы
на севере Томской губернии в местах расселения селькупов и хантов существовали
школы двух типов: церковно-приходские и так называемые школы грамотности. Как
правило, такие школы находились при церквах или размещались в общественных
или наемных домах. Преподавателями являлись либо дьячки, либо местные русские
мещане или крестьяне, имевшие гимназическое образование или закончившие
специальные учительские курсы.
Большинство школ были
смешанными по национальному составу учащихся (русские, остяки). Но были и
специализированные остяцкие школы первой ступени: стационарные или
передвижные, в которых преподавали учителя, знающие местные языки и диалекты.
Создание органов
советской власти, организация национальных советов способствовали осуществлению
обширной программы культурного строительства в местах расселения малых народов
Томского Севера.
В этой программе большое
место отводилось ликвидации неграмотности среди коренного населения, важным
звеном ее являлось открытие школьных учреждений в каждом национальном совете.
Первая школа-интернат на
Томском Севере была открыта в селе Максимояровском Колпашевской волости. В 1925
г. в Нарымском крае действовала одна школа-интернат и девять школ первой
ступени для детей северных народов.
Одновременно велась
работа по подготовке учительских кадров для национальных школ. В течение
1925-193О гг. из Нарымского края было направлено на учебу в высшие и средние
специальные учреждения страны 26 человек. В октябре 1932 г. из Томска в Колпашево
было переведено "остяцкое" отделение педагогического техникума,
реорганизованное в национальное педучилище.
В 1938 г. в Нарымском
крае имелось 19 национальных школ, в которых обучались 1186 детей селькупов,
хантов и эвенков, две семилетние школы и школа повышенного типа с годовым
интернатом и числом учащихся в количестве 9О чел., готовившая юношей и девушек
к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Ученики -
представители народов Севера не только учились, но и жили в интернатах при
школах на протяжении всего учебного года и только в каникулярное время
возвращались в семьи, к родителям.
Многие школы имели
рабочие комнаты, оснащенные промысловым инвентарем, для обучения детей навыкам
промысловой охоты и рыбной ловли. В школах работали 52 учителя, из которых 16
являлись выпускниками Колпашевского педучилища, пять - окончили Институт
народов Севера в Ленинграде.
Большая работа
проводилась в 193О-е годы в отношении ликвидации неграмотности среди взрослого
населения. В 1938 г. в Нарымском крае насчитывался 171 неграмотный и 234
малограмотных. Все они обучались в школах для взрослых.
В последующие
десятилетия, особенно в послевоенное время открытие на севере Томской области
нефтяных месторождений, становление и развертывание лесопромышленных
комплексов вызвали значительный приток в регион населения из других местностей
страны. Административные органы северных районов в значительной степени
переключают свое внимание на удовлетворение интересов этой социальной группы
населения, нужды северных народов отступают на второй план.
В сфере народного
образования это выразилось в ликвидации школ-интернатов. Еще ранее было
прекращено обучение детей коренных народов на родном языке.
В настоящее время на
всей территории Томского Севера нет ни одной национально-профилированной школы
для детей коренных народов с изучением родного языка /диалекта/ и трудовым
обучением детей в аспекте подготовки их к хозяйственно-промысловой деятельности
в сфере охоты и рыболовства.
Организация национальных
сельских (поселковых) общин в местах компактного проживания
этнотерриториальных групп северных народов, оформление этнических территорий
приоритетного природопользования, находящихся в ведении этих общин, создание
хозяйственных организаций (кооперативов) по освоению природных запасов таежной
зоны Томского Севера требуют коренной перестройки системы народного
образования в регионе.
В рамках концепции
восстановления культуры и возрождения языка томских селькупов национальной
школе должно быть отведено важнейшее место. В национальных общинах, с учетом
численного состава проживающего там постоянного населения, предполагается открыть
малокомплектные начальные или неполные средние школы, которые наряду с
преподаванием общеобразовательных предметов будут осуществлять обучение детей
по специализированным национально-профилированным программам, разработанным для
этих школ НИИ развития школ Сибири, Севера и Дальнего Востока РАО (г.Томск).
Эти программы,
выполненные на основе использования многостороннего опыта народной педагогики,
включают следующие основные подразделы:
1. Этнологическое
образование.
2. Трудовое обучение в
аспекте производственно-промысловой деятельности в условиях Томского Севера.
3. Физическую
подготовку.
4. Языковое обучение.
5. Нравственное и
эстетическое воспитание.
6. Основы исторического
краеведения.
Этнологическое
образование предполагает целенаправленное знакомство учащихся с природой
родного края, основными представителями его флоры и фауны, повадками таежных
животных, птиц и рыб, местами их сосредоточения, умением читать следы на земле
и снегу.
На уроке трудового
обучения мальчики овладевают приемами и навыками изготовления простейших
охотничьих и рыболовных ловушек. Девочки учатся заготовлять и вываривать
бересту, шить из нее нюки для летних чумов и различные бытовые предметы,
обрабатывать шкуры промысловых зверей и птиц, шить сумки, мешочки и другие
изделия из оленьего меха, знать основные дикоросы, употребляемые в пищу, приемы
их сбора и способы приготовления.
Физическая подготовка,
кроме общефизических упражнений, должна способствовать выработке у детей
навыков ходьбы по тайге на длительные расстояния, бегу по пересеченной
местности (кроссы) с преодолением естественных препятствий (лесные завалы,
ручейки и маленькие речки). Следует уделять внимание также обучению детей
ходьбе на лыжах (спортивных и охотничьих), гребле на рыбацких лодках и
обласках, умению плавать и длительное время держаться на воде.
Без знания родного языка
практически невозможно заниматься промысловой деятельностью, так как многие
охотничьи и рыболовецкие термины в русском языке попросту отсутствуют.
Поэтому сельские школы
национальных общин на сегодняшнем этапе должны решать задачи ревитализации
языка и диалектов коренных народов Севера Томской области.
Как считают авторы
концепции, для претворения этой задачи в жизнь необходимо выполнить
предварительно два условия:
1. Создать буквари и
учебные пособия на языке и живых селькупских диалектах.
2. Осуществить через
педагогический университет им.А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Педагогический
институт (г.Томск), педагогическое училище (г.Колпашево) подготовку преподавателей
из числа представителей народов Томского Севера для малокомплектных школ с
обязательным направлением их в национальные школы по месту постоянного
жительства выпускников с учетом языковой подготовки.
Нравственное воспитание
наиболее эффективно в эмпирической сфере. Поэтому очень важно сочетать его с
трудовой деятельностью, развитием физической культуры детей, экологическим
образованием. Обязательным разделом нравственного воспитания является знакомство
детей с традиционными обычаями своего народа, его духовной культурой. Дети
должны знать как обычаи, связанные с промысловой деятельностью, так и с триадой
основных жизненных событий большинства людей (рождение ребенка, свадьба,
похоронный ритуал).
Задачи эстетического
воспитания в программе северной начальной школы могут быть сведены к двум
основным направлениям: общеобразовательному и прикладному.
В общеобразовательном
аспекте эстетическое воспитание призвано развивать у людей такие черты как
любовь к природе родного края, знание традиционной национальной культуры. На
уроках рисования детям следует давать задание изображать таежные пейзажи, зверей,
птиц и рыб. Те же цели достигаются с помощью лепки (из пластилина), резьбы,
орнаментации. Важная роль в этом процессе принадлежит произведениям устного
народного творчества.
Знание истории своего
народа - непременное условие в подготовке современного поколения молодежи из
числа малочисленных народов Севера, воспитании кадров национальной
интеллигенции.
Учебников исторического
краеведения, отражающих региональную историческую специфику Крайнего Севера и
этнографический облик его жителей, не существует. Их еще предстоит написать.
Кроме сведений о природно-географической среде и истории населяющих тот или
иной регион этнотерриториальных групп различных северных народов, учебники
исторического краеведения должны содержать описания историко-культурных
памятников, выявленных в пределах области (района, микрорайона):
археологических, этнографических, архитектурных, включать данные по ономастике
и краткий исторический очерк изучения края естествоиспытателями, этнографами,
археологами, географами, фольклористами.
Написание такого учебника
для Томского Севера мог бы взять на себя научный коллектив Комплексной
селькупской экспедиции, объединяющий в своем составе специалистов многих
научных профилей: археологов, этнологов, социологов, антропологов, лингвистов,
ономастов.
Для внеклассной работы
хорошо практиковать экскурсии по окрестностям поселка, задания учащимся по
отлову мелких животных и птиц, а в каникулярное время организовывать из числа
учащихся промысловые бригады под руководством опытных специалистов-профессионалов.
На уроках исторического
краеведения важно привлекать учеников для работы в археологических экспедициях
(при обязательной консультации, а лучше всего, присутствии
специалистов-археологов) и сбора подъемного археологического материала.
Большое значение имеет
создание школьных эколого-этнографических музеев, причем многие экспонаты
могут выявлять сами учащиеся у своих родных и знакомых. Чрезвычайно важно
поручать ученикам запись семейных генеалогий, исторических преданий, сказок и
других произведений устного народного творчества.
Направление 5. Охрана
здоровья населения и развитие органов здравоохранения.
Развертывание
медицинского обслуживания коренного населения на севере Томской области
началось в 192О-е гг. В 1924-1927 гг. было проведено медико-санитарное
обследование северных народов. Эту работу выполняли врачебно-обследовательские
отряды Российского общества Красного креста и Красного полумесяца.
Одновременно
осуществлялось строительство стационарных лечебных учреждений. В 1938 г. в
национальных советах Нарымского округа работали 14 больниц с 32 человеками
медперсонала. Наряду с обслуживанием поселкового населения практиковались
выезды врачебных отрядов в отдаленные юрты.
Деятельность медицинских
учреждений способствовала полной ликвидации таких заболеваний, как цинга, тиф,
оспа. Резко улучшилась демографическая картина естественного движения населения.
Так, по данным, относящимся к 1936 г., цифры рождаемости и смертности
(применительно к северным народам) составляли: по Тымскому району - 79 и 26, по
Александровскому району - 72 и 41, по Каргасокскому району - 142 и 62
соответственно.
В настоящее время в
северном регионе Томской области действуют 68 лечебно-профилактических
учреждения, в том числе 14 участковых больниц, 6 врачебных лабораторий, 43
фельдшерско-акушерских пункта (ФАП).
По расчетам
Облздравотдела, требуется построить еще 5 участковых больниц, 6 врачебных
лабораторий, 7 ФАП. Видимо, эти цифровые данные должны быть пересмотрены в
сторону увеличения, так как в принципе в каждой вновь создаваемой национальной
общине должна иметься участковая больница или, как минимум, ФАП.
Намечена обширная
программа деятельности выездных медико-биологических отрядов, разработанная НИИ
онкологии СО РАМН во главе с академиком РАМН Н.В.Васильевым.
Основными составляющими
этой программы являются:
1. Изучение состояния
иммуно-эндокринного статуса у представителей малочисленных народов Севера
(хантов, эвенков, селькупов) Томской области в сопоставлении с соответствующими
показателями у представителей тех же этнических групп, проживающих в других
регионах Западной и Средней Сибири.
2. Изучение
иммуно-генетической структуры антигенных групп АВО, HLA, семейства Rh факторов
и других у тех же этнических групп на тех же территориях.
3. Изучение структуры
общей и онкологической заболеваемости и смертности народов Севера на территории
Томской области в сопоставлении с другими этническими группами европейского и
тюркского (эуштинцы, чулымские татары) происхождения, с целью определения
относительного вклада социально-генетических факторов.
4. Осуществление
социально-генетической оценки состояния здоровья народов севера Томской области
в сопоставлении с другими этническими группами Томского региона.
5. Разработка
практических предложений по оптимизации медицинского обслуживания коренных
народов Томской области.
Проведение в жизнь
комплекса намеченных мероприятий, по мнению автора направления, позволит: а)
выявить уровень состояния здоровья коренных народов Севера Томской области и
проследить тенденции его развития; б) оценить состояние эффективности работы
системы органов здравоохранения и степень удовлетворения ими населения области
из числа представителей северных этносов лечебно-профилактическими средствами;
в) разработать научные основы практических мероприятий по охране здоровья
коренного населения Севера Томской области.
Направление 6. Учреждения
культуры в регионе проживания коренных народностей.
Народы Томского Севера
имеют многовековые традиции в развитии сфер национальной культуры. Это -
изобразительное искусство и в первую очередь орнаментика на бересте и дереве,
разнообразные жанры фольклора: эпические сказания, исторические предания,
сказки, загадки, пословицы.
Создание государственных
учреждений культуры на Севере Томской области началось только в 193О-е годы,
когда в Тымском районе был организован передвижной красный чум. В 1938 г. в
национальных сельских советах Нарымского края действовало 26 красных уголков,
2 стационарные и 9 передвижных библиотек, 13 изб-читален.
В последний период и последующие
десятилетия ослабление внимания к интересам и нуждам коренного населения
Томского Севера со стороны местных административных органов отразилось и на
культурно-просветительской работе, особенно в сфере национальной культуры.
Повсеместно заглохла национальная художественная самодеятельность,
прекратилась работа по собиранию, систематизации и публикации произведений
устного народного творчества, пришло в упадок изобразительное искусство.
Направление
предусматривает осуществление комплекса работ по организации в каждой
национальной общине культурных центров, располагающих клубом и кинозалом,
сценой и библиотекой.
Необходимо разработать
проекты народных музеев под открытым небом и в закрытых помещениях, экспозиции
которых призваны отражать материальную культуру, быт и мировоззрение коренных
жителей конкретной национальной общины и формироваться в основном на базе
этнографических предметов традиционной культуры, хранящихся в семьях
селькупов, хантов и эвенков.
Чрезвычайно важно в
максимально короткие сроки завершить работу по открытию центрального музея
этнографии под открытым небом (в Коралово под Томском), в экспозициях которого
должны быть представлены основные культурные характеристики всех коренных
народов Томского Севера.
В каждом сельском клубе
национальных общин должны быть созданы фольклорные ансамбли и коллективы
народной художественной самодеятельности, организованы кружки
декоративно-прикладной орнаментации меховых и берестяных изделий,
художественной резьбы по дереву, изготовлению сувениров из дерева, бересты и
кости. Необходимо взять на учет всех знатоков национального фольклора и осуществить
записи на магнитофоны и видеомагнитофоны произведений устного народного
творчества и их исполнителей.
Преложенный комплекс
мероприятий в сочетании с преподаванием национально-профилированных программ
обучения в сельских школах призван создать реальную основу для возрождения
традиционной материальной и духовной культуры коренных народов Томского
Севера.
Направление 7. Историко-культурное
наследие.
На территории Томской
области открыты археологические памятники различных исторических эпох от
каменного века (неолит) до средневековья. Их исследование позволяет проследить
историческое развитие населения, проживающего в Среднем Приобье на протяжении
нескольких тысячелетий, установить основные черты его хозяйственного цикла и
культурного облика на различных историко-хронологических этапах.
Среднее Приобье явилось
колыбелью кулайской этно-культурной общности, существовавшей на протяжении тысячелетий
(V в. до н.э. - V в. н.э.), с которой генетически связаны по происхождению самодийские
народы уральской языковой семьи.
Преемниками кулайской
этно-культурной общности в Среднем Приобье являются селькупы. Кроме селькупов,
к числу коренных этносов севера Томской области должны быть отнесены ханты,
проживающие преимущественно в Карагосокском (бассейн р.Васюган) и Александровском
районах, эвенки, расселенные главным образом в Верхнекетском районе, а также
чулымские тюрки, обитающие в бассейне правого притока р. Обь - реке Чулым.
Культурное наследие
коренных этносов Томской области - это в первую очередь комплекс материальной и
духовной культуры, обычаи и традиции в сфере труда и быта, народные знания.
К сожалению, многие
элементы селькупской культуры сегодня безвозвратно утрачены. Это относится
прежде всего к сфере традиционной хозяйственной деятельности и бытовой
культуры.
Организация национальных
общин создаст условия для возрождения селькупской культуры и ревитализации их
языка и диалектов. Эту задачу селькупская общественность в творческом контакте
с учеными этнографами, археологами, антропологами, социологами, лингвистами
предполагает решать комплексно вкупе с работой по созданию национальных
учреждений народного образования и культуры.
Важная роль в этом
процессе должна быть отведена школам с национально-профилированными программами
трудового обучения, экологического образования, эстетического и нравственного
воспитания, языкового обучения, исторического краеведения, физической подготовки.
Следует предусмотреть также создание школьных музеев (прообразов будущих
народных музеев), в которых должны быть представлены как археологические
находки с территории региона и этнографические предметы народного быта, так и
материалы по историческому прошлому населения национальной общины.
Общий объем работ по
данному исправлению предполагается вести по двум основным темам:
1. Исследование истории,
языка, традиционного хозяйственного цикла, материальной и духовной культуры
народов Томского Севера.
Подготовка и публикация
работ по этногенезу, этнической и этнокультурной истории и этнографии.
Подготовка научно-художественной, научно-популярной и учебной литературы по
этой тематике.
Сбор и публикация
фольклорных устных и музыкальных текстов.
2. Возрождение культуры
народов Томского Севера.
Основные конкретные
мероприятия: организация народных музеев в центрах национальных общин
(стационарных в закрытых помещениях и музеев под открытым небом). Создание
школьных музеев. Выделение охраняемых археологических историко-культурных памятников
и памятников духовной культуры. Проведение ежегодных фестивалей национальной
культуры и искусства.
В серии А "Межнациональные
отношения в СССР" Институтом
этнологии и антропологии АН СССР в 199Ог.
выпущены следующие работы:
№1. С.А.Арутюнов, Ю.Д.Анчабадзе. О национальной ситуаци на Северном
Кавказе.
№2. С.И.Брук. Немцы в СССР: современная ситуация.
№3. К.П.Калиновская, Г.Е.Марков. Национальная и межэтническая ситуация
в области расселения ногайцев. (По материалам Ногайской этнографической
экспедиции ИЭ АН СССР и кафедры этнографии истфака МГУ в августе 1989 г. в
Ставропольском крае, Ногайском районе Дагестанской АССР).
№4. З.П.Соколова. Актуальные вопросы современного развития экономики и
культуры хантов (на материалах Сургутского и Нижневартовского районов
Ханты-Мансийского а.о. Тюменской области).
№5. С.А.Арутюнов, Я.С.Смирнова, Г.А.Сергеева. Этнокультурная ситуация в
Карачаево-Черкесской автономной области.
№6. А.Е.Тер-Саркисянц. Донские армяне и этнокультурная ситуация в
Ростовской области.
№7. В.И.Васильев. Проблемы национального развития малочисленных
народов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области (по материалам
Шурышкарского района).
№8. Ю.В.Иванова. Греческое население Грузии: современные межэтнические
отношения.
№9. В.И.Бушков. О некоторых аспектах межнациональных отношений в
Таджикской ССР.
№1О. О.И.Брусина. О некоторых причинах
межэтнического конфликта в Ошской области.
1991 г.
№11. С.К.Сагнаева. Состояние и перспективы развития межэтнических
отношений в г.Уральске Казахской ССР.
№12. В.А.Тишков. Этничность и власть в СССР
(этнополитический анализ республиканских органов власти).
№13. Ю.И.Иванова. Этносоциальные проблемы
греческого населения Грузии.
№14. Ю.Г.Кульчик, С.И.Румянцев. О развитии
общественно-политической ситуации в ССР Молдова.
№15. С.И.Брук. Народы СССР в стране и за рубежом.
№16. И.С.Гурвич, Е.П.Батьянова. Современное
развитие межнациональных отношений в Чукотском автономном округе.
№17. А.Г.Осипов. Межнациональные отношения в
Краснодарском крае (в связи с проблемой беженцев).
№18. М.Я.Жорницкая. Национальная ситуация в
Тувинской АССР и Хакасской АО (май-июнь 199О г.).
№19. И.Г.Остроух, Е.А.Шервуд. Меннониты
Оренбургской облати.
№2О. О.И.Брусина, А.Г.Осипов. К вопросу о
состоянии межэтнических отношений в Узбекской ССР.
№21. Р.А.Григорьева. Некоторые особенности
этнокультурных процессов в Восточной Латвии (Латгале).
№22. В.М.Емельянов. Основные этапы
этнополитической эволюции польской национальной группы в Литве в 199О г.
№23. А.И.Кузнецов. Л.И.Миссонова. Ороки
Сахалина: проблемы современного развития.
№24. С.Н.Абашин. В.И.Бушков. Социальная
напряженность и межнациональные конфликты в северных районах Таджикистана.
№25. М.А.Молчанов. Этнополитические
предпосылки объявления независимости Украины.
В серии Б "Межнациональные
отношения в зарубежном мире" Институтом этнологии и антропологии
выпущены следующие работы:
1991 г.
№1. М.С.Кашуба, М.Ю.Мартынова. Государственная политика и современные
национальные отношения в Югославии.
№2. М.В.Крюков. Политика национальной автономии в Китае.
№3. В.Г.Стельмах. Самоуправление индейских резерваций в США.
№4. А.Н.Кожановский. Испания: этничность и регионализм.
C 1992 г. Институт этнологии и антропологии РАН выпускает
исследования по прикладной и неотложной этнологии под общим названием "Межнациональные отношения в
современном мире".
В серии А вышли следующие работы:
№26. В.И.Бушков, Д.В.Микульский. Общественно-политическая
ситуация в Таджикистане: январь 1992 г.
№27. С.Шинкевич, И.Ю.Заринов. Поляки
Российской империи и СССР: историческая справка и характеристика современной
ситуации.
№28. С.К.Сагнаева. Российское казачество.
№29. Е.Ю.Островидова. Трансформация СССР:
предпосылки и перспективы суверенизации бывших союзных республик.
№3О. А.Е.Тер-Саркисянц. Современная
этнополитическая ситуация в Краснодарском крае Российской Федерации
№31. А.Н.Сатвалдыев. К характеристике
религиозной ситуации в Шахимардане (Узбекистан).
№32. М.Н.Губогло. Изменение
этнодемографической ситуации в столицах союзных республик в 1959-1989 гг. (по
материалам переписей населения СССР).
№33. М.Н.Губогло. Развитие
этнодемографической ситуации в столицах автономных республик в 1959-1989 гг.
(по материалам переписей населения СССР).
№34. Т.С.Гузенкова. Межэтническая ситуация в
Калмыкии.
В серии Б вышли:
№5. А.А.Празаускас. Индия: национальная политика и федерализм.
№6. И.В.Соколова. Политика официального идеанизма в Мексике (идеология
и практика).
1993 г.
№35. А.И.Кузнецов, Л.И.Миссонова.
Этносоциальное положение эвенов в Эвено-Бытантайском национальном районе
Якутии.
№36. В.К.Малькова. Проблемы русской диаспоры
в ближнем российском зарубежье (по материалам прессы).
№37. Н.П.Москаленко. Этнополитическая
ситуация в республике Тува (1992 г.)
№38. В.Я.Бутанаев. Этнополитические и
этнокультурные процессы в республике Хакассия.
№39. Е.П.Батьянова. К этнополитической
ситуации в Кемеровской области
№40. В.И.Бушков, Д.В.Микульский.
Таджикистан: что происходит в республике?
№41. В.К.Малькова. Пресса о современной
этнической ситуации в Татарстане.
№42. С.С.Буяхаев. Этнополитическая и
этнокультурная ситуация в республике Бурятия.
№43. В.А.Шнирельман. Бикинские удэгейцы:
политика и экология.
№44. Ногайцы сегодня. К.П.Калиновская, Г.Е.Марков. Поиски
решения проблем в Ногайской степи. В.М.Викторин.
Астраханские ногайцы.
№45.И.Л.Бабич. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии.
№46. В.Я.Кыдыева. К этнополитической и этнокультурной ситуации в
Республике Алтай.
№47. Н.Д.Пчелинцева, Л.В.Самарина. Современная этнополитическая и
этнокультурная ситуация в Республике Адыгея.
№48. Я.С.Смирнова. Карачаево-Черкесия:
этнополитическая и этнокультурная ситуация.
№49. Этнополитическая
ситуация на Северном Кавказе.
№50. Современная
общественно-политическая ситуация в Средней Азии и Казахстане.
№51. В.А.Тишков. Русские в Средней Азии и
Казахстане.
№52. В.А.Тишков. Русские как меньшинства
(пример Эстонии).
№53. Н.А.Лопуленко. Праввой статус и
самоуправление у аборигенов Аляски.
№54 В.А.Васильев, С.М.Малиновская. Концепция национально-политического,
экономического и культурного развития малочисленных народов Севера Томской
области.
Подписано к печати Тир. экз. Печ. л.
Заказ №
УОП Института этнологии и антропологии РАН