Документ №54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.И.Васильев

 

С.М.Малиновская

 

КОНЦЕПЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы серии отражают точку зрения авторов и не являются официальной позицией Института.

 

При использовании ссылка на материалы обязательна.

 

Редакционная группа:

В.А.Тишков (отв.ред.)

И.Г.Косиков

Н.А.Лопуленко

М.Ю.Мартынова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вопросам приобретения материалов обращаться по адресу:117334, Москва, Ленинский проспект, д.32а,

Институт этнологии и антропологии РАН,

тел.938-00-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.И.Васильев

С.М.Малиновская

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Вводная часть

 

Из 26 народов, включаемых в список малочисленных народно­стей Севера, национальной автономией на уровне округов обладают семь: ненцы - Ненецкий округ Архангельской области, Ямало-Ненец­кий округ Тюменской области, ненцы и долгане - Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края, ханты и манси - Ханты-Мансийский округ Тюменской области, эвенки - Эвенкийский округ Красноярского края, чукчи - Чукотский округ Магаданской об­ласти, коряки - Корякский округ Камчатской области.

Часть малочисленных народов Севера национальных автоно­мий не имеют: саамы (Мурманская область), селькупы (Томская об­ласть), кеты (Красноярский край), тофалары (Иркутская область), нивхи, негидальцы, орочи, ульчи (Хабаровский край), нанайцы, удэ­гейцы (Приморский край), ительмены, алеуты (Камчатская область), нивхи, ороки (Сахалинская область), эвены (Магаданская и Камчатская области). Фактически в таком же положении находятся и те группы народов Севера (из числа семи, имеющих автономные окру­га), которые живут вне пределов этих административных единиц, хотя порою даже на территории одной с ними области (края). Это - ненцы в Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской об­ласти, манси в Свердловской области, эвенки в Томской, Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской областях, Красноярском и Хаба­ровском краях. По существу лишены автономии и те группы народов Севера, которые живут на территориях, автономных по своему статусу, но составляют там меньшинство среди коренных этносов: нганасаны и энцы - в Таймырском округе, ханты и селькупы - в Ямало-Ненецком округе, эскимосы - в Чукотском округе, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры - в Якутии, эвенки - в Бурятии. В Республике Коми ненцы даже не вы­делены в числе основных национальностей республики.

Между тем, некоторые из этих групп достаточно многочисленны. Так, за пределами Ханты-Мансийского округа, по данным переписи населения 1989 г., живет 47,2% хантов и 22,4% манси. 88,5% эвенков живут в различных областях и краях России, не имея национальной автономии, и только 11,5% ею пользуются. Закономерно встает вопрос о том, что современная национальная политика в отно­шении народов Севера нуждается в совершенствовании и существен­ной корректировке.

Нельзя обойти вниманием и происходящие в наши дни перма­нентные изменения в численном соотношении пришлого и коренного населения в разрезе национально-административных и администра­тивных единиц Севера Сибири. За тридцать лет, разделяющих Всесо­юзные переписи 1959 и 1989 гг., население Ямало-Ненецкого округа увеличилось в 7,9 раза (с 62,3 тыс. чел. до 487,О тыс. чел.). Ханты-Ман­сийского округа в 1О,2 раза (с 123,9 тыс. чел. до 1269,О тыс. чел.), причем происходил этот прирост почти исключительно за счет приезда в округа населения из других краев и областей страны, главным обра­зом из Европейской части России, Украины, юга Сибири.

Это обстоятельство существенно повлияло на соотношение ко­ренного и пришлого населения в автономных округах. По данным со­юзной переписи 1989 г., коренные жители (ненцы, ханты, селькупы) в Ямало-Ненецком автономном округе составляют только 6,1% от обще­го числа населения. В Чукотском округе на долю чукчей и эскимосов приходится 9,8%. В Ханты-Мансийском округе ханты, манси и ненцы составляют всего 1,6% по отношению ко всему населению.

Поскольку в связи с продолжающимся интенсивным освоением нефтегазовых запасов Северной (и особенно Северо-Западной) Сибири миграционный переселенческий поток туда, несмотря на его некоторое сокращение в последние годы из-за экономического кризиса, все же ос­тается довольно высоким, можно прогнозировать в перспективе даль­нейшее сокращение доли коренного населения в общем демог­рафическом балансе автономных округов и других административных территорий северного региона.

Вопросы промышленного освоения северных территорий в на­стоящее время превалируют в практике повседневной работы админис­тративного и хозяйственного аппарата автономных округов, им при­дается первостепенное значение; проблемы развития коренного насе­ления и отраслей промыслового хозяйства, в которых они в основном заняты, повсеместно отступили на второй план.

Еще в более невыгодном положении находятся представители северных народностей или групп, которые лишены национальной ав­тономии. В ряде областных администраций последнего времени не бы­ло даже штатных Отделов народностей Севера. Эти функции выпол­няли заведующие отделами или инструкторы, занятые другой постоян­ной работой. В этих областях развитие промыслового хозяйства рас­сматривалось как второстепенное занятие, никаких мер по его совер­шенствованию и техническому оснащению фактически не осуществля­лось. Не уделяется должного внимания и культурно-просветительной работе, вопросам здравоохранения и народного образования в регио­нах Севера.

В большинстве школ и в настоящее время не поставлены изучение родных языков и истории народов Севера, приемов и навы­ков ведения оленеводческого хозяйства, обучение охотничьим и рыбо­ловным промыслам на уроках труда. В результате современное поко­ление многих северных народностей или их групп, живущих за преде­лами автономных округов, утратило навыки работы в промысловом хозяйстве, не хочет идти в оленеводство, заниматься охотой, хотя труд в этих отраслях хорошо оплачивается.

Исчезновение родного языка, утрата промысловой культуры привели к появлению в северных поселках определенной прослойки люмпенизированного населения, причем сравнительно молодого воз­раста, не обладающей какими-либо профессиональными навыками. Как правило, эти люди не имеют постоянных семей, и чаще всего пла­тят алименты. Их судьбы трагичны: преждевременная смерть или ин­валидность на почве пьянства, тюрьма в результате хулиганства или совершения бытовых преступлений.

Такая картина характерна сегодня для многих поселков фактически на всей территории Крайнего Севера. Изменить ее нельзя просто и сразу. Необходимо не только осуществление целого комп­лекса политических, хозяйственных, юридических, культурно-образо­вательных и иных мер, но, что едва ли не самое главное, скрупулезно продуманный подход к данной проблеме с учетом национальных осо­бенностей каждого региона. Ведь речь идет о сохранении, а в ряде случаев о ревитализации родного языка и национальной самобытности целых народов, создании реальной практической основы для дальней­шего развития их хозяйства, культуры, языка и самосознания в услови­ях сложной, а в ряде мест близкой к катастрофической ситуации. На­роды Севера немало пострадали от волюнтаризма, директив команд­но-бюрократического характера, согласно которым  их сселяли из мест исконного жительства, с верховьев речек, из таежных и тундровых глу­бинок в крупные поселки, расположенные на больших водных магист­ралях, но отделенные десятками, а иногда и сотнями километров от основных охотничьих угодий и богатых рыбой внутренних водоемов. В этих поселках были клубы, столовые, библиотеки, но охотники и рыбаки не могли применить там свои профессиональные навыки, дек­валифицировались, превращались в сезонных разнорабочих. Столь же ощутимый вред принесли многочисленные постановления о ликвида­ции кочевания с указанием ее конкретных сроков

Все вышесказанное в полной мере относится и к коренным на­родностям Томского Севера: селькупам (1414 чел.), хантам (832 чел.), эвенкам (94 чел.). (Данные Всесоюзной переписи населения 1989 г.).

Самый многочисленный из этих народов - селькупы являются потомками древнего населения Среднего Приобья. В XVII - XIX вв. усиливается приток русского населения на Томский Север. Хозяй­ственно-культурные связи селькупов и русских стали закрепляться се­мейно-брачными узами. Особенно активный характер они носили в кривошеинско-молчановском регионе. По данным метрических книг, в кривошеинской Спасской церкви с 1890 по 1900 гг. было заключено 57 браков между русскими и селькупами, что составило 79,1% от общего числа селькупских браков, освященных названной церковью за этот период.

В послереволюционные годы процесс этнического и культурно­го сближения селькупов с русскими принял еще более интенсивный ха­рактер, чему, как это на первый взгляд ни парадоксально, способство­вала организация в 1930 г. Тымского национального района, куда стало стягиваться население из бассейнов рек Васюгана, Чузика, Пара­бели, Чаи, Кети и Томского Приобья. В итоге в составе населения рай­она оказались носители нескольких диалектов селькупского языка, ко­торые настолько отличаются по своим фонетическим особенностям, что переселенцы и жители бассейна Тыма оказались не в состоянии по­нимать друг друга. Поэтому повседневным языком общения для них стал русский язык, постепенно вытеснивший из семейно-бытовой сферы селькупские диалекты. После того, как Тымский национальный район был ликвидирован (1950 г.), русский язык стал доминировать среди всего селькупского населения Томской области. К настоящему времени можно констатировать полную утрату значительной частью селькупских семей традиционной культуры и родного языка, что во многом объясняется их совместным проживанием с русскими в одних поселках, высоким процентом смешанных браков. Так, по данным Комплексной селькупской экспедиции, из 96-ти селькупских браков, зарегистрированных Верхнекетским райзагсом за пятнадцатилетний  период (1971-1984 гг.), 88 или 91,6% были заключены с русскими, укра­инцами, немцами и др.

По данным переписи населения 1979 г., из 1250 селькупов только 211 (16,8%) показали в качестве родного языка селькупский, а 1О38 чел. (83,2%) назвали родным языком русский. Кроме отдельных эле­ментов промыслового назначения (охотничьи избушки и инвентарь, лабазы, лодки, лыжи) фактически исчезла селькупская материальная культура.

И тем не менее, неправомерно делать на этом основании вывод о депопуляции томских селькупов, исчезновении их как самостоятель­ной этнической единицы. Язык и традиционная культура, безусловно важные, но отнюдь не единственно определяющие признаки этноса.

В 1930-е годы, когда Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИК РСФСР вводил новые названия для народностей Севера, термин "селькуп" на севере Томской области не привился. Мес­тные селькупы в качестве самоназваний употребляли традиционные названия своих этнотерриториальных и диалектных групп: "чумылькуп", "сюссекум", "тайгул". В официальных документах они записывались как "остяки", "инородцы" и даже "туземцы".

В начале 196О-х годов ситуация радикальным образом измени­лась, повзрослевшее послевоенное поколение приняло в качестве само­названия термин "селькуп", который теперь фигурирует во всех офици­альных документах: похозяйственных книгах, паспортах, свидетель­ствах о рождении, браке, смерти.

В результате создалась уникальная ситуация, почти не имеющая аналогов в других регионах страны: народ, обладающий этническим самосознанием, но без традиционной культуры и фактически без род­ного языка - на севере Томской области и полное обрусение значительной части этого народа - в южных районах той же области. Развитию данного процесса способствовало и то обстоятельство, что к настоящему времени все имевшиеся ранее национальные школы - ин­тернаты для селькупских детей ликвидированы.

Становление и развитие общественных движений за националь­ное возрождение, отмеченное в последние годы во многих регионах страны, имело свой резонанс и у коренных народностей Томского Се­вера.

9 сентября 1989 г. в г.Колпашево собрался учредительный съезд, среди 87-ми участников которого были представители всех админист­ративных районов, где проживают компактные группы селькупов Томского Севера. Съезд образовал национальное общество томских селькупов - "Колта куп" (буквально: "обские люди"), принял его устав и программу. Одно из основных требований, выдвинутых съездом, - со­здание национальных селькупских сельских и поселковых общин в мес­тах относительно компактного исторического расселения представите­лей этого народа.

Настоящая концепция призвана наметить и осуществить реаль­ные меры для возрождения селькупского народа, воссоздания его эт­нической мобильности и этнокультурной и этноязыковой стабильно­сти.

Концепция включает семь направлений, конкретизация которых дается ниже.

 

Направление 1. Национально-политические структуры, территории приоритетного этнического природопользования, хозяйственные структуры, межнациональные отношения.

Основная цель направления - создание национально-поли­тических и хозяйственных структур в местах исторического расселения коренных народностей Томского Севера.

На севере Томской области проживает (по данным на начало 1992 г.) 272,2 тыс. чел. Соотношение городского и сельского населения составляет соответственно 115,8 тыс. чел. и 156,4 тыс. чел.

Коренные народности Томского Севера в подавляющем боль­шинстве живут в сельской местности. По данным на ту же дату, их суммарная численность составляет всего 1724 чел., (т.е. немногим более 1% от общей численности сельского населения). Подобно русским и представителям других национальностей области народности Севера в большинстве своем являются работниками зерновых и животно­водческих совхозов и почти не заняты в промысловом хозяйстве.

Между тем именно северные районы Томской области постав­ляют на внешний рынок ценную дикую пушнину. В 1991 г. охотники области добыли 4,4 тыс. шкурок соболя, 82,1тыс. шкурок белки, 5,7 тыс. шкурок ондатры, 1О тыс. шкурок зайца-беляка. Однако вклад по­томственных охотников-промысловиков селькупов, хантов, эвенков в эти поставки ничтожно мал. Лишь единицы из числа народностей Се­вера являются штатными охотниками промхозов.

Рыбаки области с ее разветвленной сетью водных магистралей, главной из которых является Обь с крупными притоками Васюганом, Тымом, Парабелью, Кетью, Чулымом, добыли в 1991 г. 2,1 тыс. тонн рыбы. Но и в этой отрасли представители малочисленных народов практически не представлены.

За годы "советизации" многие из них утратили навыки занятия охотничьим промыслом и рыболовством на профессиональном уровне и добывают рыбу и промысловую фауну (главным образом лося и бо­ровую дичь) исключительно для собственных нужд.

Учитывая специфику современного расселения представителей коренных народностей Томского Севера, их незначительный процент в общей численности населения во всех сельских советах области, совме­стное проживание в одних поселках с русскими и представителями других некоренных национальностей, авторы концепции считают наи­более приемлемой формой национально-политического возрождения и дальнейшего прогрессивного развития этих народностей нацио­нальные сельские (поселковые) общины, образованные в местах их ис­торического расселения.

Территориальная соседская община на протяжении второй по­ловины XIX - начала ХХ вв. являлась основной формой социальной организации, в рамках которой протекала хозяйственная деятельность и общественная жизнь селькупских семей, населявших конкретный по­селок-юрт. По данным этнографа Г.И.Пелих, семьи составлявшие об­щину, владели участками охотничьих и рыболовных угодий, которые промышляли в течение сезона. Определенные рыболовные угодья (места неводного лова во время путины или добычи с помощью уста­новки запоров) находились в пользовании всех членов общины; на этих участках реки или озера промысел осуществлялся коллективно.

Как нам представляется, восстановление национальных общин, имеющих в своем распоряжении закрепленные охотничьи и рыболов­ные угодья, позволит возродить  у селькупов, хантов и эвенков интерес к промысловой деятельности, а в сочетании с перестройкой школьных программ на преподавание трудового обучения, физической подготов­ки, исторического краеведения и других предметов, спрофилирован­ных на основе традиционной народной педагогики, закрепить знания и навыки занятия охотой и рыболовством в последующих поколениях.

Юридический статус национальных сельских (поселковых) об­щин с учетом специфики северного региона должен быть разработан Ассамблеей малочисленных народов Севера, высшими законодатель­ными органами государства в качестве Закона.

Для севера Томской области могут быть предложены следующие населенные пункты размещения центров национальных сельских (поселковых) общин: Иванкино, Тоскине (Колпашевский горсовет) - селькупские, Тюхтерево, Нельмач (Парабельский район) - селькупские, Напас, Ново-Югине, Айполове (Каргасокский район) - первые два - селькупские, последний - хантыйский, Назино, Дукашкин Яр, Ново-Никольск (Александровский район) хантыйские, Усть-Озерное и Ор­довка (верхнекетский район) первый - селькупский, второй - эвенкийс­кий.

По материалам землеустроительных экспедиций 193О-х годов на одно "туземное" хозяйство на Томском Севере приходилось 8-9 тыс. га охотничьих и 3О га рыболовных угодий. Очевидно, близкими к этим цифрам нормами (конечно, с учетом конкретных современных условий) следует руководствоваться при выделении угодий каждой конкретной национальной общине.

Территории национальных сельских (поселковых) общин (таежные и водные угодья) должны иметь статус приоритетного про­мыслового пользования ими жителями поселков, расположенных на этих территориях без каких-либо лицензионных ограничений, но с со­блюдением норм добычи, установленных общим собранием (сходом) населения сельской (поселковой) общины.

Выделение отдельных участков территории национальных об­щин государственным и кооперативным учреждениям (по их просьбе) для осуществления промышленной, промысловой или иной деятельно­сти должно осуществляться на условиях договорной аренды только при условии принятия соответствующих решений общими собраниями населения национальной общины, санкционированными областными ассоциациями селькупов и других северных народов.

По мнению авторов концепции, "нетуземные" семьи (русские и представители других национальностей), проживающие в националь­ном поселке или в пределах отведенного ему региона на протяжении жизни одного поколения (25 лет), могут быть полностью уравнены в отношении промысловой деятельности в пределах приоритетных тер­риторий национальных общин с представителями коренных народно­стей. Разрешение на проживание в национальных сельских (поселковых) общинах всем остальным семьям приезжих мигрантов должно в каждом конкретном случае даваться общинным сходом и ут­верждаться ассоциацией северных народов Томской области.

Основными организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в пределах территории национальных общин, с точки зрения авторов концепции, должны стать промысловые кооперативы с правами заготовительной, снабженческой и реализационной деятель­ности. Поскольку, согласно Постановлению СМ РСФСР от марта 1991 за №145, северным хозяйственным организациям, созданным на терри­ториях проживания коренных народов, разрешена обработка и реали­зация заготовляемой ими пушнины и рыбной продукции по договор­ным ценам, следует пойти дальше и разрешить этим хозяйственным организациям заключать прямые договора с зарубежными предприя­тиями и фирмами, т.е. дать им самостоятельный выход на внешний рынок.

Следует предусмотреть открытие при таких кооперативах спе­циализированных мастерских по обезжириванию и обработке шкур пушных зверей, выделке шкур диких парнокопытных (лося, дикого оленя), шитью национальной одежды из обуви, изготовлению сувени­ров.

Необходимо разработать проекты поселков - центров нацио­нальных сельских общин из расчета проживания 2О, 5О и 1ОО семей. Такие поселки должны иметь весь комплекс административно-снаб­женческих и культурно-бытовых учреждений: магазин, столовую, клуб, больницу (а не фельдшерско-акушерский пункт), отделение связи, ма­локомплектную начальную или неполную школу, детский сад или объединение школа-детский сад. При строительстве жилых домов и подсобных хозяйственных помещений необходимо учитывать характер занятий коренного населения, связанный с промысловой деятельнос­тью, и национальные традиции.

С точки зрения авторов концепции, осуществление предложен­ного пакета мер является непременным условием сохранения и восста­новления этнической самобытности, специфики хозяйственной дея­тельности, комплекса материальной и духовной культуры ма­лочисленных народов Томского Севера в современных условиях.

 

 

 

Направление 2. Этнолингвистическая ситуация и проблема ревитализация языков и диалектов коренного населения.

Язык - наиболее специфическая форма проявления духовной культуры, психологического склада народа. Народ мыслит, выражает свои чувства на языке. Как средство общения язык неотделим от обще­ственно-трудовой деятельности людей. Всякое познание наиболее до­ходчиво и понятно народу на его родном языке.

Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. Кроме селькупов, на самодийских языках говорят ненцы, энцы, нганасаны. Их языки составляют северосамодийскую группу, селькупский язык относится к южносамодийской группе.

Благодаря длительному совместному проживанию с русскими, смешанным межнациональным бракам многие селькупы, особенно проживающие в современных Кривошеинском, Молчановском райо­нах, Колпашевском горсовете Томской области, еще до революции ут­ратили родной язык. В советский период этот процесс захватил и се­верные районы области.

Ханты говорят на языке, принадлежащем к угорской ветви фин­ноугорской языковой семьи. Кроме хантов, на угорских языках гово­рят манси и венгры. Благодаря компактному проживанию, томские ханты в большей степени, чем селькупы, сохраняют родной язык. Наи­более этнически однородные группы хантов сосредоточены в Карга­соксокском (верхнее и нижнее течение р. Васюган) и Александровском районах.

На эвенкийском языке, принадлежащем к тунгусской ветви тун­гусо-маньчжурской языковой семьи, говорят томские эвенки, сосре­доточенные, преимущественно, в Орловском сельском совете Верхне­кетского района.

В дореволюционное время ни один из народов севера Томской области не имел своей письменности; их диалекты и говоры фактически были совершенно не изучены. В зачаточном состоянии на­ходилось исследование синтаксиса и лексики. Единичные попытки со­здания азбук не имели успеха. Так, в 1879 г. миссионером Н.П.Григоровским была составлена азбука сюссекумского диалекта селькупского языка - "Азбука сюссогай гулани". Отдавая дань важнос­ти подобного начинания и исключительному значению этого пособия в качестве исторического языковедческого памятника, приходится от­метить, что практического применения в деле обучения грамоте на родном языке селькупских детей азбука не нашла.

Вопрос о создании письменности на языках народов Севера был поднят в первые годы установления советской власти. В августе 1922 г. Отдел национальных меньшинств Наркомнаца РСФСР внес предложе­ние о создании письменности и разработке алфавитов на языках ма­лочисленных народов Севера.

Эта работа была поручена преподавателям и студентам Инсти­тута народов Севера, открытого в 193О г. в Ленинграде. В 193О-е годы были созданы буквари и учебники для начальных школ на языках 11 народов Севера, в том числе и учебник на тазовском диалекте селькуп­ского языка. Однако этот учебник оказался не пригоден для обучения селькупских детей в школах Томской области, где коренное население говорит на иных селькупских диалектах.

Поэтому работа по созданию учебных пособий для селькупских национальных школ на южноселькупских диалектах фактически начата только в наше время. Ее осуществляет коллектив лингвистов-селькуповедов Томского педагогического института. Сотрудники ла­боратории селькупского языка пединститута пришли к созданию учебно-методического комплекса с использованием принципиально новой методики, которая учитывает специфику и национальные осо­бенности селькупского этноса.

Комплекс включает: программы по селькупскому языку (для первого, второго и третьего классов), букварь или учебник по разви­тию речи для первого класса, учебники по языку для второго и третье­го классов, методические рекомендации для занятий по языку (для 1-3 классов), дидактический раздаточный материал к занятиям по языку в 1-ом классе, звуковое приложение к урокам по языку.

При работе по предложенному учебно-методическому комп­лексу необходимо иметь ввиду следующее:

1. Основным принципом обучения родному языку в националь­ной школе является принцип устной основы, что предполагает усвое­ние материала в устной речи до его включения в чтение и письмо.

2. Устный вводный курс селькупского языка проводится в течение всего первого года обучения. Курс такой длительности позво­лит обеспечить на начальном этапе усвоение учащимися большого объема языкового материала и пробудит у детей живой интерес к языку.

3. Во втором полугодии учащиеся 1-го класса знакомятся с ал­фавитом и учатся соотносить буквы алфавита, со многими из которых они знакомы из уроков русского языка, с новыми звуками родного языка.

Учебник для первого класса с помощью сюжетных и предмет­ных иллюстраций, отражающих традиционные способы ведения хозяй­ства, материальную и духовную культуру народа, призван дать учащимся минимум лексики и типовых грамматических конструкций, без знания которых невозможно свободно говорить на языке.

В "методических рекомендациях к занятиям селькупским языком в 1-ом классе" предусмотрены поурочные разработки 64 уроков (первое полугодие) и примерное поурочное планирование лексико-грамма­тического материала (второе полугодие).

В разработку уроков включается:

- новый учебный материал (слова, типовые грамматические кон­струкции);

- материал для повторения;

- рекомендации по оснащению учебного процесса;

- описание хода урока.

В первом классе предусматривается работа с учащимися над следующими лексическими типами: 1. Знакомство; 2. Школа. Класс; 3. Игрушки. Игры детей; 4. Одежда и обувь; 5. Пища и посуда; 6. До­машние и дикие животные и птицы; 7. Личная гигиена; 8. Времена го­да.

Качественный состав словаря устного курса разрабатывается в соответствии с принципами отбора слов, принятыми в методике пре­подавания иностранного и русского языков в национальной школе, а именно: 1. Принципа практической необходимости слова; 2. Принципа частоты употребления слова в речи; 3. Тематического принципа.

Принципы устной основы усвоения языка превалируют и в учебниках для 2-го и 3-го классов. Лексическую и грамматическую ос­нову учебника для 2-го класса составляет материал, освоенный учащимися в 1-ом классе на уроках устного курса. Лексическо-грамма­тический материал, предназначенный для усвоения в 3-ем классе, также первоначально отрабатывается и закрепляется учащимися в устной речи и лишь затем - в процессе чтения и письма.

Учебный материал для 2-го класса представляется в тех же те­мах, что и для 1-го класса. Работа начинается после 8-1О уроков по­вторения пройденного в предыдущем учебном году материала. Все те­мы построены одинаково и содержат следующие разделы: "Смотрите и рассказывайте", "Читайте", "Читайте и запоминайте", "Пишите". Цель раздела "Смотрите и рассказывайте" - развитие связной устной речи учащихся, второго раздела - обучение учащихся чтению. Раздел "Читайте и запоминайте" содержит материал для усвоения типовых грамматических конструкций, цель раздела "Пишите" - обучение учащихся основам письма.

Методические рекомендации к занятиям по селькупскому языку во 2-ом классе "содержат подробные разработки 18-ти тем. План-конс­пект 19-ой темы учителю предлагается разработать самостоятельно.

Основная задача изучения родного языка в национальной школе в 3-ем классе - закрепление и развитие у детей навыков устной речи, аудирования, чтения и письма. Этой цели подчинено и все построение учебника, который основывается на обиходных и фольклорных тек­стах, сгруппированных по темам, близким к изученным в 1-ом и 2-ом классах. Каждая тема расширена новым лексическим и грамма­тическим материалом. Учебник должен быть снабжен лексическим словарем и грамматическим справочником. Группы технических тек­стов снабжены комплексом условно-коммуникативных и коммуника­тивных упражнений. Каждая тема имеет звуковое приложение.

"Методические рекомендации к занятиям по селькупскому языку в 3-ем классе" содержат примерные разработки основных тем и реко­мендации по чтению и переводу текстов.

Для обучения родному языку рекомендуется уделять 4 часа в не­делю в 1-ый и 2-ой годы обучения, 3 часа в неделю - в 3-ий год обучения. Предполагается подготовить буквари и учебные пособия на всех живых южноселькупских диалектах: чумылькупском, сюссекумс­ком, шёшкумском.

Как считают авторы направления, введение обучения селькупс­кому языку в национальных школах северных районов Томской облас­ти позволит ревитализировать селькупские диалекты уже на протяже­нии жизни современного поколения.

 

Направление 3. Традиционная материальная и духовная культура и се современное состояние.

Для современного селькупского населения характерна преиму­щественная занятость в сфере обслуживания, неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Селькупы, имеющие высшее или среднее специальное образование, работают в учреждениях просвеще­ния, культуры, управления; среди ИТР местной промышленности и сельского хозяйства представителей коренного населения почти нет.

В домашнем хозяйстве и быту селькупов отмечается акцент на промысловую деятельность (охота, рыболовство), ограниченность практики огородничества, в животноводстве предпочтение отдается содержанию лошадей, а не крупного и мелкого рогатого скота, скром­ность (по сравнению с русскими) интерьера жилищ и декоративного убранства усадеб.

Таким образом в наши дни происходит окончательное разруше­ние культуры селькупов. Если не будут приняты специальные меры по ее ревитализации, после очередной смены поколений селькупы как особое этническое формирование попросту исчезнут.

Вместе с тем можно констатировать заметное оживление инте­реса коренных жителей к своему прошлому, национальным культур­ным традициям.

В числе первоочередных мер, призванных остановить процесс деэтнизации селькупов предлагается:

- предоставление территориям национальных селькупских сель­ских (поселковых) общин статуса этнических заповедников (этнопарков);

- предоставление коренным жителям национальной общины права приоритетного природоосвоения этой территории для промыс­ловой деятельности, создание им благоприятных условий в обработке и реализации продуктов охоты и рыболовства, организация малых предприятий по производству широкого ассортимента предметов тра­диционной (или нетрадиционной) культуры сувенирного назначения.

- в рамках национальной сельской (поселковой) общины созда­ние сети просветительских и научно-практических учреждений и в пер­вую очередь народных музеев, деятельность которых была бы ориен­тирована на ревитализацию традиционной культуры;

- разработка национально-профилированных программ про­мысловой профессионально-производственной ориентации для мало­комплектных начальных и неполных средних школ северных районов Томской области;

- специализированная научно-практическая деятельность по со­зданию народных музеев, музеефицированных комплексов на террито­рии национальных общин; публикация материалов по этнической культуре селькупов.

Проведение научных работ на первом этапе состоит в исследо­вании прошлого состояния сфер культуры:

- материальной (традиционных поселений и жилищ, транспорта, одежды, утвари, пищи);

- экологической (обычаев природопользования и экологических знаний);

- нормативной (социальных традиций, ритуалов, этики);

- духовной (мифологии, представлений о человеке и окружаю­щем мире).

 

Направление 4. Состояние и перспективы развития народного образования.

В предреволюционные годы на севере Томской губернии в мес­тах расселения селькупов и хантов существовали школы двух типов: церковно-приходские и так называемые школы грамотности. Как пра­вило, такие школы находились при церквах или размещались в обще­ственных или наемных домах. Преподавателями являлись либо дьячки, либо местные русские мещане или крестьяне, имевшие гимназическое образование или закончившие специальные учительские курсы.

Большинство школ были смешанными по национальному со­ставу учащихся (русские, остяки). Но были и специализированные ос­тяцкие школы первой ступени: стационарные или передвижные, в ко­торых преподавали учителя, знающие местные языки и диалекты.

Создание органов советской власти, организация национальных советов способствовали осуществлению обширной программы куль­турного строительства в местах расселения малых народов Томского Севера.

В этой программе большое место отводилось ликвидации не­грамотности среди коренного населения, важным звеном ее являлось открытие школьных учреждений в каждом национальном совете.

Первая школа-интернат на Томском Севере была открыта в селе Максимояровском Колпашевской волости. В 1925 г. в Нарымском крае действовала одна школа-интернат и девять школ первой ступени для детей северных народов.

Одновременно велась работа по подготовке учительских кадров для национальных школ. В течение 1925-193О гг. из Нарымского края было направлено на учебу в высшие и средние специальные учреждения страны 26 человек. В октябре 1932 г. из Томска в Колпа­шево было переведено "остяцкое" отделение педагогического техни­кума, реорганизованное в национальное педучилище.

В 1938 г. в Нарымском крае имелось 19 национальных школ, в которых обучались 1186 детей селькупов, хантов и эвенков, две семи­летние школы и школа повышенного типа с годовым интернатом и числом учащихся в количестве 9О чел., готовившая юношей и девушек к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Ученики - представители народов Севера не только учились, но и жили в интернатах при школах на протяжении всего учебного года и только в каникулярное время возвращались в семьи, к родителям.

Многие школы имели рабочие комнаты, оснащенные промыс­ловым инвентарем, для обучения детей навыкам промысловой охоты и рыбной ловли. В школах работали 52 учителя, из которых 16 являлись выпускниками Колпашевского педучилища, пять - окончили Институт народов Севера в Ленинграде.

Большая работа проводилась в 193О-е годы в отношении лик­видации неграмотности среди взрослого населения. В 1938 г. в Нарым­ском крае насчитывался 171 неграмотный и 234 малограмотных. Все они обучались в школах для взрослых.

В последующие десятилетия, особенно в послевоенное время от­крытие на севере Томской области нефтяных месторождений, станов­ление и развертывание лесопромышленных комплексов вызвали значительный приток в регион населения из других местностей страны. Административные органы северных районов в значительной степени переключают свое внимание на удовлетворение интересов этой соци­альной группы населения, нужды северных народов отступают на вто­рой план.

В сфере народного образования это выразилось в ликвидации школ-интернатов. Еще ранее было прекращено обучение детей корен­ных народов на родном языке.

В настоящее время на всей территории Томского Севера нет ни одной национально-профилированной школы для детей коренных на­родов с изучением родного языка /диалекта/ и трудовым обучением детей в аспекте подготовки их к хозяйственно-промысловой деятельно­сти в сфере охоты и рыболовства.

Организация национальных сельских (поселковых) общин в ме­стах компактного проживания этнотерриториальных групп северных народов, оформление этнических территорий приоритетного природо­пользования, находящихся в ведении этих общин, создание хозяй­ственных организаций (кооперативов) по освоению природных запасов таежной зоны Томского Севера требуют коренной перестройки систе­мы народного образования в регионе.

В рамках концепции восстановления культуры и возрождения языка томских селькупов национальной школе должно быть отведено важнейшее место. В национальных общинах, с учетом численного со­става проживающего там постоянного населения, предполагается от­крыть малокомплектные начальные или неполные средние школы, ко­торые наряду с преподаванием общеобразовательных предметов будут осуществлять обучение детей по специализированным национально-профилированным программам, разработанным для этих школ НИИ развития школ Сибири, Севера и Дальнего Востока РАО (г.Томск).

Эти программы, выполненные на основе использования много­стороннего опыта народной педагогики, включают следующие основ­ные подразделы:

1. Этнологическое образование.

2. Трудовое обучение в аспекте производственно-промысловой деятельности в условиях Томского Севера.

3. Физическую подготовку.

4. Языковое обучение.

5. Нравственное и эстетическое воспитание.

6. Основы исторического краеведения.

Этнологическое образование предполагает целенаправленное знакомство учащихся с природой родного края, основными представи­телями его флоры и фауны, повадками таежных животных, птиц и рыб, местами их сосредоточения, умением читать следы на земле и снегу.

На уроке трудового обучения мальчики овладевают приемами и навыками изготовления простейших охотничьих и рыболовных лову­шек. Девочки учатся заготовлять и вываривать бересту, шить из нее нюки для летних чумов и различные бытовые предметы, обрабатывать шкуры промысловых зверей и птиц, шить сумки, мешочки и другие изделия из оленьего меха, знать основные дикоросы, употребляемые в пищу, приемы их сбора и способы приготовления.

Физическая подготовка, кроме общефизических упражнений, должна способствовать выработке у детей навыков ходьбы по тайге на длительные расстояния, бегу по пересеченной местности (кроссы) с преодолением естественных препятствий (лесные завалы, ручейки и маленькие речки). Следует уделять внимание также обучению детей ходьбе на лыжах (спортивных и охотничьих), гребле на рыбацких лод­ках и обласках, умению плавать и длительное время держаться на воде.

Без знания родного языка практически невозможно заниматься промысловой деятельностью, так как многие охотничьи и рыболовец­кие термины в русском языке попросту отсутствуют.

Поэтому сельские школы национальных общин на сегодняшнем этапе должны решать задачи ревитализации языка и диалектов корен­ных народов Севера Томской области.

Как считают авторы концепции, для претворения этой задачи в жизнь необходимо выполнить предварительно два условия:

1. Создать буквари и учебные пособия на языке и живых сель­купских диалектах.

2. Осуществить через педагогический университет им.А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Педагогический институт (г.Томск), педагогическое училище (г.Колпашево) подготовку препо­давателей из числа представителей народов Томского Севера для ма­локомплектных школ с обязательным направлением их в нацио­нальные школы по месту постоянного жительства выпускников с учетом языковой подготовки.

Нравственное воспитание наиболее эффективно в эмпирической сфере. Поэтому очень важно сочетать его с трудовой деятельностью, развитием физической культуры детей, экологическим образованием. Обязательным разделом нравственного воспитания является знаком­ство детей с традиционными обычаями своего народа, его духовной культурой. Дети должны знать как обычаи, связанные с промысловой деятельностью, так и с триадой основных жизненных событий боль­шинства людей (рождение ребенка, свадьба, похоронный ритуал).

Задачи эстетического воспитания в программе северной начальной школы могут быть сведены к двум основным направлениям: общеобразовательному и прикладному.

В общеобразовательном аспекте эстетическое воспитание при­звано развивать у людей такие черты как любовь к природе родного края, знание традиционной национальной культуры. На уроках рисо­вания детям следует давать задание изображать таежные пейзажи, зве­рей, птиц и рыб. Те же цели достигаются с помощью лепки (из пласти­лина), резьбы, орнаментации. Важная роль в этом процессе принадле­жит произведениям устного народного творчества.

Знание истории своего народа - непременное условие в подго­товке современного поколения молодежи из числа малочисленных на­родов Севера, воспитании кадров национальной интеллигенции.

Учебников исторического краеведения, отражающих регио­нальную историческую специфику Крайнего Севера и этнографический облик его жителей, не существует. Их еще предстоит написать. Кроме сведений о природно-географической среде и истории населяющих тот или иной регион этнотерриториальных групп различных северных на­родов, учебники исторического краеведения должны содержать описа­ния историко-культурных памятников, выявленных в пределах области (района, микрорайона): археологических, этнографических, архитек­турных, включать данные по ономастике и краткий исторический очерк изучения края естествоиспытателями, этнографами, археолога­ми, географами, фольклористами.

Написание такого учебника для Томского Севера мог бы взять на себя научный коллектив Комплексной селькупской экспедиции, объединяющий в своем составе специалистов многих научных профи­лей: археологов, этнологов, социологов, антропологов, лингвистов, ономастов.

Для внеклассной работы хорошо практиковать экскурсии по окрестностям поселка, задания учащимся по отлову мелких животных и птиц, а в каникулярное время организовывать из числа учащихся промысловые бригады под руководством опытных специалистов-про­фессионалов.

На уроках исторического краеведения важно привлекать учеников для работы в археологических экспедициях (при обязатель­ной консультации, а лучше всего, присутствии специалистов-археоло­гов) и сбора подъемного археологического материала.

Большое значение имеет создание школьных эколого-этног­рафических музеев, причем многие экспонаты могут выявлять сами учащиеся у своих родных и знакомых. Чрезвычайно важно поручать ученикам запись семейных генеалогий, исторических преданий, сказок и других произведений устного народного творчества.

 

Направление 5. Охрана здоровья населения и развитие органов здравоохранения.

Развертывание медицинского обслуживания коренного населе­ния на севере Томской области началось в 192О-е гг. В 1924-1927 гг. было проведено медико-санитарное обследование северных народов. Эту работу выполняли врачебно-обследовательские отряды Российско­го общества Красного креста и Красного полумесяца.

Одновременно осуществлялось строительство стационарных лечебных учреждений. В 1938 г. в национальных советах Нарымского округа работали 14 больниц с 32 человеками медперсонала. Наряду с обслуживанием поселкового населения практиковались выезды врачебных отрядов в отдаленные юрты.

Деятельность медицинских учреждений способствовала полной ликвидации таких заболеваний, как цинга, тиф, оспа. Резко улучшилась демографическая картина естественного движения населе­ния. Так, по данным, относящимся к 1936 г., цифры рождаемости и смертности (применительно к северным народам) составляли: по Тым­скому району - 79 и 26, по Александровскому району - 72 и 41, по Кар­гасокскому району - 142 и 62 соответственно.

В настоящее время в северном регионе Томской области дей­ствуют 68 лечебно-профилактических учреждения, в том числе 14 участковых больниц, 6 врачебных лабораторий, 43 фельдшерско-аку­шерских пункта (ФАП).

По расчетам Облздравотдела, требуется построить еще 5 участковых больниц, 6 врачебных лабораторий, 7 ФАП. Видимо, эти цифровые данные должны быть пересмотрены в сторону увеличения, так как в принципе в каждой вновь создаваемой национальной общине должна иметься участковая больница или, как минимум, ФАП.

Намечена обширная программа деятельности выездных медико-биологических отрядов, разработанная НИИ онкологии СО РАМН во главе с академиком РАМН Н.В.Васильевым.

Основными составляющими этой программы являются:

1. Изучение состояния иммуно-эндокринного статуса у предста­вителей малочисленных народов Севера (хантов, эвенков, селькупов) Томской области в сопоставлении с соответствующими показателями у представителей тех же этнических групп, проживающих в других реги­онах Западной и Средней Сибири.

2. Изучение иммуно-генетической структуры антигенных групп АВО, HLA, семейства Rh факторов и других у тех же этнических групп на тех же территориях.

3. Изучение структуры общей и онкологической заболеваемости и смертности народов Севера на территории Томской области в сопос­тавлении с другими этническими группами европейского и тюркского (эуштинцы, чулымские татары) происхождения, с целью определения относительного вклада социально-генетических факторов.

4. Осуществление социально-генетической оценки состояния здоровья народов севера Томской области в сопоставлении с другими этническими группами Томского региона.

5. Разработка практических предложений по оптимизации ме­дицинского обслуживания коренных народов Томской области.

Проведение в жизнь комплекса намеченных мероприятий, по мнению автора направления, позволит: а) выявить уровень состояния здоровья коренных народов Севера Томской области и проследить тенденции его развития; б) оценить состояние эффективности работы системы органов здравоохранения и степень удовлетворения ими насе­ления области из числа представителей северных этносов лечебно-про­филактическими средствами; в) разработать научные основы прак­тических мероприятий по охране здоровья коренного населения Севера Томской области.

 

Направление 6. Учреждения культуры в регионе проживания коренных народностей.

Народы Томского Севера имеют многовековые традиции в раз­витии сфер национальной культуры. Это - изобразительное искусство и в первую очередь орнаментика на бересте и дереве, разнообразные жанры фольклора: эпические сказания, исторические предания, сказки, загадки, пословицы.

Создание государственных учреждений культуры на Севере Томской области началось только в 193О-е годы, когда в Тымском районе был организован передвижной красный чум. В 1938 г. в нацио­нальных сельских советах Нарымского края действовало 26 красных уголков, 2 стационарные и 9 передвижных библиотек, 13 изб-читален.

В последний период и последующие десятилетия ослабление внимания к интересам и нуждам коренного населения Томского Севера со стороны местных административных органов отразилось и на куль­турно-просветительской работе, особенно в сфере национальной куль­туры. Повсеместно заглохла национальная художественная самодея­тельность, прекратилась работа по собиранию, систематизации и пуб­ликации произведений устного народного творчества, пришло в упа­док изобразительное искусство.

Направление предусматривает осуществление комплекса работ по организации в каждой национальной общине культурных центров, располагающих клубом и кинозалом, сценой и библиотекой.

Необходимо разработать проекты народных музеев под откры­тым небом и в закрытых помещениях, экспозиции которых призваны отражать материальную культуру, быт и мировоззрение коренных жи­телей конкретной национальной общины и формироваться в основном на базе этнографических предметов традиционной культуры, храня­щихся в семьях селькупов, хантов и эвенков.

Чрезвычайно важно в максимально короткие сроки завершить работу по открытию центрального музея этнографии под открытым небом (в Коралово под Томском), в экспозициях которого должны быть представлены основные культурные характеристики всех корен­ных народов Томского Севера.

В каждом сельском клубе национальных общин должны быть созданы фольклорные ансамбли и коллективы народной художествен­ной самодеятельности, организованы кружки декоративно-прикладной орнаментации меховых и берестяных изделий, художественной резьбы по дереву, изготовлению сувениров из дерева, бересты и кости. Необ­ходимо взять на учет всех знатоков национального фольклора и осу­ществить записи на магнитофоны и видеомагнитофоны произведений устного народного творчества и их исполнителей.

Преложенный комплекс мероприятий в сочетании с преподава­нием национально-профилированных программ обучения в сельских школах призван создать реальную основу для возрождения традици­онной материальной и духовной культуры коренных народов Томско­го Севера.

 

Направление 7. Историко-культурное наследие.

На территории Томской области открыты археологические па­мятники различных исторических эпох от каменного века (неолит) до средневековья. Их исследование позволяет проследить историческое развитие населения, проживающего в Среднем Приобье на протяжении нескольких тысячелетий, установить основные черты его хозяйствен­ного цикла и культурного облика на различных историко-хроно­логических этапах.

Среднее Приобье явилось колыбелью кулайской этно-культур­ной общности, существовавшей на протяжении тысячелетий (V в. до н.э. - V в. н.э.), с которой генетически связаны по происхождению са­модийские народы уральской языковой семьи.

Преемниками кулайской этно-культурной общности в Среднем Приобье являются селькупы. Кроме селькупов, к числу коренных этно­сов севера Томской области должны быть отнесены ханты, прожива­ющие преимущественно в Карагосокском (бассейн р.Васюган) и Алек­сандровском районах, эвенки, расселенные главным образом в Верхне­кетском районе, а также чулымские тюрки, обитающие в бассейне пра­вого притока р. Обь - реке Чулым.

Культурное наследие коренных этносов Томской области - это в первую очередь комплекс материальной и духовной культуры, обычаи и традиции в сфере труда и быта, народные знания.

К сожалению, многие элементы селькупской культуры сегодня безвозвратно утрачены. Это относится прежде всего к сфере традици­онной хозяйственной деятельности и бытовой культуры.

Организация национальных общин создаст условия для возрож­дения селькупской культуры и ревитализации их языка и диалектов. Эту задачу селькупская общественность в творческом контакте с учеными этнографами, археологами, антропологами, социологами, лингвистами предполагает решать комплексно вкупе с работой по со­зданию национальных учреждений народного образования и культу­ры.

Важная роль в этом процессе должна быть отведена школам с национально-профилированными программами трудового обучения, экологического образования, эстетического и нравственного воспита­ния, языкового обучения, исторического краеведения, физической под­готовки. Следует предусмотреть также создание школьных музеев (прообразов будущих народных музеев), в которых должны быть пред­ставлены как археологические находки с территории региона и этног­рафические предметы народного быта, так и материалы по исто­рическому прошлому населения национальной общины.

Общий объем работ по данному исправлению предполагается вести по двум основным темам:

1. Исследование истории, языка, традиционного хозяйственного цикла, материальной и духовной культуры народов Томского Севера.

Подготовка и публикация работ по этногенезу, этнической и эт­нокультурной истории и этнографии. Подготовка научно-художе­ственной, научно-популярной и учебной литературы по этой тематике.

Сбор и публикация фольклорных устных и музыкальных тек­стов.

2. Возрождение культуры народов Томского Севера.

Основные конкретные мероприятия: организация народных му­зеев в центрах национальных общин (стационарных в закрытых поме­щениях и музеев под открытым небом). Создание школьных музеев. Выделение охраняемых археологических историко-культурных памят­ников и памятников духовной культуры. Проведение ежегодных фес­тивалей национальной культуры и искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В серии А "Межнациональные отношения в СССР" Институтом этнологии и антропологии АН СССР в 199Ог. выпущены следующие работы:

№1. С.А.Арутюнов, Ю.Д.Анчабадзе. О национальной ситуаци на Северном Кавказе.

№2. С.И.Брук. Немцы в СССР: современная ситуация.

№3. К.П.Калиновская, Г.Е.Марков. Национальная и межэтническая ситуация в области расселения ногайцев. (По материалам Ногайской этнографической экспедиции ИЭ АН СССР и кафедры этнографии истфака МГУ в августе 1989 г. в Ставропольском крае, Ногайском районе Дагестанской АССР).

№4. З.П.Соколова. Актуальные вопросы современного развития экономики и культуры хантов (на материалах Сургутского и Нижневартовского районов Ханты-Мансийского а.о. Тюменской области).

№5. С.А.Арутюнов, Я.С.Смирнова, Г.А.Сергеева. Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской автономной области.

№6. А.Е.Тер-Саркисянц. Донские армяне и этнокультурная ситуация в Ростовской области.

№7. В.И.Васильев. Проблемы национального развития малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области (по материалам Шурышкарского района).

№8. Ю.В.Иванова. Греческое население Грузии: современные межэтнические отношения.

№9. В.И.Бушков. О некоторых аспектах межнациональных отношений в Таджикской ССР.

№1О. О.И.Брусина. О некоторых причинах межэтнического конфликта в Ошской области.

 

1991 г.

 

№11. С.К.Сагнаева. Состояние и перспективы развития межэтнических отношений в г.Уральске Казахской ССР.

№12. В.А.Тишков. Этничность и власть в СССР (этнополитический анализ республиканских органов власти).

№13. Ю.И.Иванова. Этносоциальные проблемы греческого населения Грузии.

№14. Ю.Г.Кульчик, С.И.Румянцев. О развитии общественно-политической ситуации в ССР Молдова.

№15. С.И.Брук. Народы СССР в стране и за рубежом.

№16. И.С.Гурвич, Е.П.Батьянова. Современное развитие межнациональных отношений в Чукотском автономном округе.

№17. А.Г.Осипов. Межнациональные отношения в Краснодарском крае (в связи с проблемой беженцев).

№18. М.Я.Жорницкая. Национальная ситуация в Тувинской АССР и Хакасской АО (май-июнь 199О г.).

№19. И.Г.Остроух, Е.А.Шервуд. Меннониты Оренбургской облати.

№2О. О.И.Брусина, А.Г.Осипов. К вопросу о состоянии межэтнических отношений в Узбекской ССР.

№21. Р.А.Григорьева. Некоторые особенности этнокультурных процессов в Восточной Латвии (Латгале).

№22. В.М.Емельянов. Основные этапы этнополитической эволюции польской национальной группы в Литве в 199О г.

№23. А.И.Кузнецов. Л.И.Миссонова. Ороки Сахалина: проблемы современного развития.

№24. С.Н.Абашин. В.И.Бушков. Социальная напряженность и межнациональные конфликты в северных районах Таджикистана.

№25. М.А.Молчанов. Этнополитические предпосылки объявления независимости Украины.

 

В серии Б "Межнациональные отношения в зарубежном мире" Институтом этнологии и антропологии выпущены следующие работы:

 

1991 г.

 

№1. М.С.Кашуба, М.Ю.Мартынова. Государственная политика и современные национальные отношения в Югославии.

№2. М.В.Крюков. Политика национальной автономии в Китае.

№3. В.Г.Стельмах. Самоуправление индейских резерваций в США.

№4. А.Н.Кожановский. Испания: этничность и регионализм.

 

C 1992 г. Институт этнологии и антропологии РАН выпускает исследования по прикладной и неотложной этнологии под общим названием "Межнациональные отношения в современном мире".

В серии А вышли следующие работы:

№26. В.И.Бушков, Д.В.Микульский. Общественно-политическая ситуация в Таджикистане: январь 1992 г.

№27. С.Шинкевич, И.Ю.Заринов. Поляки Российской империи и СССР: историческая справка и характеристика современной ситуации.

№28. С.К.Сагнаева. Российское казачество.

№29. Е.Ю.Островидова. Трансформация СССР: предпосылки и перспективы суверенизации бывших союзных республик.

№3О. А.Е.Тер-Саркисянц. Современная этнополитическая ситуация в Краснодарском крае Российской Федерации

№31. А.Н.Сатвалдыев. К характеристике религиозной ситуации в Шахимардане (Узбекистан).

№32. М.Н.Губогло. Изменение этнодемографической ситуации в столицах союзных республик в 1959-1989 гг. (по материалам переписей населения СССР).

№33. М.Н.Губогло. Развитие этнодемографической ситуации в столицах автономных республик в 1959-1989 гг. (по материалам переписей населения СССР).

№34. Т.С.Гузенкова. Межэтническая ситуация в Калмыкии.

 

В серии Б вышли:

№5. А.А.Празаускас. Индия: национальная политика и федерализм.

№6. И.В.Соколова. Политика официального идеанизма в Мексике (идеология и практика).

 

1993 г.

№35. А.И.Кузнецов, Л.И.Миссонова. Этносоциальное положение эвенов в Эвено-Бытантайском национальном районе Якутии.

№36. В.К.Малькова. Проблемы русской диаспоры в ближнем российском зарубежье (по материалам прессы).

№37. Н.П.Москаленко. Этнополитическая ситуация в республике Тува (1992 г.)

№38. В.Я.Бутанаев. Этнополитические и этнокультурные процессы в республике Хакассия.

№39. Е.П.Батьянова. К этнополитической ситуации в Кемеровской области

№40. В.И.Бушков, Д.В.Микульский. Таджикистан: что происходит в республике?

№41. В.К.Малькова. Пресса о современной этнической ситуации в Татарстане.

№42. С.С.Буяхаев. Этнополитическая и этнокультурная ситуация в республике Бурятия.

№43. В.А.Шнирельман. Бикинские удэгейцы: политика и экология.

№44. Ногайцы сегодня. К.П.Калиновская, Г.Е.Марков. Поиски решения проблем в Ногайской степи. В.М.Викторин. Астраханские ногайцы.

№45.И.Л.Бабич. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии.

№46. В.Я.Кыдыева. К этнополитической и этнокультурной ситуации в Республике Алтай.

№47. Н.Д.Пчелинцева, Л.В.Самарина. Современная этнополитическая и этнокультурная ситуация в Республике Адыгея.

№48. Я.С.Смирнова. Карачаево-Черкесия: этнополитическая и этнокультурная ситуация.

№49. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе.

№50. Современная общественно-политическая ситуация в Средней Азии и Казахстане.

№51. В.А.Тишков. Русские в Средней Азии и Казахстане.

№52. В.А.Тишков. Русские как меньшинства (пример Эстонии).

№53. Н.А.Лопуленко. Праввой статус и самоуправление у аборигенов Аляски.

№54 В.А.Васильев, С.М.Малиновская. Концепция национально-политического, экономического и культурного развития малочисленных народов Севера Томской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано к печати                           Тир.         экз. Печ. л.

Заказ №

УОП Института этнологии и антропологии РАН