Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко
Тренинг этнической толерантности для школьников
Москва, 2004
Рецензенты:
Доктор психологических наук, профессор О.А. Карабанова
Доктор психологических наук, профессор Т.Д. Марцинковская
Учебное пособие состоит из двух разделов. В первом разделе анализируются социально-психологические и индивидуально-личностные факторы этнической толерантности-интолерантности, этапы развития этнической идентичности, этнических стереотипов и предубеждений у детей и подростков, рассматриваются теории и методы снижения предубежденности. Описываются модели обучения и воспитания в поликультурном обществе. Во втором разделе представлена программа практического обучения навыкам конструктивного межкультурного диалога для старшеклассников полиэтничных школ Российской Федерации. В программу тренинга включены как известные, так и новые, разработаные специально для подростков методы тренинга этнокультурной сензитивности и компетентности, преодоления этнических предубеждений и негативных стереотипов, первичных навыков разрешения конфликтов, а также – упражнения, нацеленные на формирование этнической толерантности и единой для всех народов России позитивной общероссийской идентичности.
Книга предназначена для психологов, этнологов, социологов и работников сферы образования.
ISBN 5-201-13737-7
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ТРЕНИНГА ЭТНИЧЕКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Глава 1. Психологические факторы этнической толерантности
Глава 2. Этническая идентичность: становление и трансформации
Глава 3. Этнические стереотипы и предубеждения в детском возрасте
Глава 4. Обучение и воспитание в поликультурном обществе
Глава 5. Методические основы тренинга
РАЗДЕЛ 2. Программа тренинга этнической толерантности для школьников
Тема 1. Введение в тренинг этнической толерантности
Тема 2. Этническая картина мира и межкультурное общение
Тема 3. Этнические стереотипы и предубеждения
Тема 4. Культурный ассимилятор
Тема 5. Конфликты в нашей жизни
Тема 6. Межкультурный диалог в играх
Список литературы
О проекте