Архив ИЭА РАН, 30.03.00

РЕКОМЕНДАЦИИ И КОММЕНТАРИИ К ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2002 г.

(список народов и вопросы о национальности и владении языками)

Предлагаемый в проекте список национальностей построен на устаревших методологических принципах и не учитывает особенностей современных этнических процессов, потребностей управления в сфере национальной политики и образования; помимо этого он содержит значительное число фактических ошибок. Одним из существенных методологических недочетов предложенного списка и формулировок вопросов является сохранение ряда недостатков прежних переписей населения и устаревших подходов, на которых они основывались.

Прежде всего, возражения вызывает сама структура списка. Все национальности в предлагаемой таблице поделены на "проживающие преимущественно в РФ" и "проживающие преимущественно в других странах". Внимательное изучение списка обнаруживает, что часть национальностей ошибочно помещена в первую группу (евреи, каракалпаки, эскимосы, алеуты, цахуры, цыгане); проблематичен в отдельных случаях и состав второй группы . Сам принцип деления населения страны на "преимущественно проживающих на территории РФ" и за ее пределами уязвим, поскольку сортирует граждан страны на не вполне ясных в моральном и правовом отношениях основаниях. Представляется, что как сама перепись, так и управленцы и ученые, которые будут пользоваться ее материалами, не пострадают, если перечень национальностей будет построен на простом алфавитном принципе. Это существенно облегчит и работу по заполнению первичных бланков (вместо просмотра двух списков, обладающих к тому же собственной иерархической структурой, нарушающей алфавитный порядок, перед работником переписи будет единый алфавитный список).

Одной из важных категорий (также нарушающей принцип алфавитной подачи, однако, в отличие от упомянутого выше разграничения, обладающая определенной юридической основой), приводимых в перечне, является категория "народы Севера". Известно, что в последние годы эта статусная категория возросла с 26 до 30 народов . В приводимом в перечне списке народов Севера также перечислены тридцать народов, однако этот список отличается от закрепленного законодательно перечня народов, этим статусом обладающих и вследствие этого имеющих доступ к определенным законом льготам. В рецензируемый список включены алюторцы, кереки и тазы (выделенные из состава других народов Севера, однако не получившие пока формального юридического закрепления в соответствующих законодательных актах), но составителями рецензируемого перечня в этот список не были включены три народа, уже официально получившие этот статус - телеуты, кумандинцы и этническая группа тувинцев-тоджинцев (но включены получившие этот статус фактически одновременно с телеутами и кумандинцами шорцы). Такая неясность принципа составления списка народов Севера еще более усугубляется тем обстоятельством, что целый ряд народов, претендующих на получение этого статуса, а также народов, объективно не отличающихся ни по условиям своего проживания и традиционного хозяйства, от других получивших этот статус народов , не вошли в него. У всех этих народов есть реальные шансы быть включенными в статусную группу народов Севера, быть может, еще до начала переписи. Принимая во внимание все изложенные обстоятельства, можно рекомендовать отказаться от выделения в перечне национальностей особой группы народов Севера. При необходимости, динамика численности этой группы и расчет прочих интересующих показателей могут без особых трудностей определяться на стадии анализа результатов переписи.

Включение в перечень будущей переписи андо-цезских народов в качестве самостоятельных единиц учета - давно назревший и важный шаг. Однако и здесь следовало бы отказаться от перечисления их курсивом вслед за аварцами, к которым они прежде причислялись, а перечислить в едином алфавитном списке. Это же касается кайтагцев и кубачинцев (перечисленных курсивом после даргинцев). В обоих этих случаях, такое перечисление курсивом вслед за наименованием национальности, в которую эти народы включались прежде, как бы закрепляет прошлые ошибки и недоразумения . Помимо этого, перечни самостоятельных языковых и этнических сообществ, которые в нескольких предшествующих переписях населения включались в состав других более крупных народов (и которые в рецензируемом перечне приводятся курсивом) остаются все же неполными. Не вполне ясны и принципы, в соответствии с которыми одни национальности были перечислены, а другие - остались за рамками перечня).

За рамками перечня осталось значительное число групп, как заявивших о своем желании числится самостоятельным народом, так и признаваемых специалистам как самостоятельные, но не отстаивающие это право сегодня (что не гарантирует, что такого рода требования будут выдвинуты через какое-то время). Необходимо сформулировать общие принципы подхода к учету таких групп.

Представленный на отзыв перечень не свободен от многочисленных ошибок и неточностей. Так, в нем допущен ряд неточностей в написании наименований народов (так следует писать бежтинцы, а не бежитинцы; йезиды, а не иезиды; молдаване, а не молдоване; саамы, а не саами). Кроме того, в некоторых случаях разные наименования одного и того же народа в перечне фигурируют как наименования разных народов (гунзибцы и хунзалы, хотя это на самом деле один народ; то же самое можно сказать о татах-иудаистах и горских евреях ), либо субэтнические группы в составе одного народа фигурируют в качестве самостоятельных народов (тлибишинцы являются субэтнической группой кванадинцев). Следует также отметить, что хотя тувинцы-тоджинцы и претендуют на статус самостоятельного народа и добились официального признания, с чисто научных позиций они являются не отдельным этносом, а субэтнической группой тувинского народа.).

Много неточностей и прямых ошибок содержит графа "Родные языки". В частности, чамалинский и чамалальский - две близкие по звучанию формы названия одного и того же языка, поэтому вряд ли целесообразно давать их под разными кодами (ведь не даны же в перечне под разными кодами такие варианты, как тиндинский и тиндальский). Шапсугский в соответствии с современными представлениями лингвистов не является самостоятельным языком, а признан одним из диалектов адыгейского языка (наряду с абадзехским, бжедугским и темиргоевским). Кайтагский и кубачинский квалифицируются как диалекты даргинского языка, а не самостоятельные языки, хотя исследователи отмечают, что кубачинский, кайтагский, ицаринский и чирагский диалекты "особенно своеобразны" и их "можно было бы возвести в ранг если не самостоятельных языков, то наречий" . Поскольку еврейских языков несколько, в перечне следует отметить, что в данном случае имеется в виду идиш. Поскольку единого мордовского языка нет, вряд ли следует упоминать его в перечне. В то же время непонятно, почему мокшанский и мокша-мордовский даны под разными кодами: ведь это один и тот же язык. То же самое можно сказать и относительно эрзянского и эрзя-мордовского языков. Тазы в настоящее время говорят не на удэгейском языке, а на китайском и русском языках. Чуванский язык давно вымер. Сейчас кочевые чуванцы говорят на чукотском языке, а оседлые - на русском. Вопрос о том, является ли нагайбацкий самостоятельным языком, спорен. С одной стороны, он очень близок к среднему (казанско-татарскому) диалекту татарского языка. С другой стороны, несколько десятилетий назад был создан нагайбацкий литературный язык, правда, это начинание не получило дальнейшего развития. Тоджинский не является самостоятельным языком, а рассматривается как диалект тувинского. Бесермянского языка в настоящее время нет: бесермяне говорят на диалекте удмуртского языка. Вряд ли целесообразно давать три различных кода для лазского, мегрельско-лазского и мегрельского языков, поскольку в соответствии с современными представлениями выделяются два языка - лазский и мегрельский. Выделение дунганского как самостоятельного языка спорно. Дунгане (хуй) говорят на одном из диалектов китайского языка гуаньхуа. Правда, в СССР для дунган была создана особая письменность на основе русской графики. Некоторые исследователи считают, что язык бухарских (среднеазиатских) евреев, хотя и близок таджикскому, но ему не тождествен. Крымчаки говорят ни на татарском, ни на крымско-татарском языке. У них свой крымчакский язык, близкий к крымско-татарскому, но не идентичный ему.

Кистинский не является отдельным языком; это диалект чеченского языка. Известные трудности для классификации представляют и языки эскимосов, представленные в перечне не существующим в реальности единым эскимосским языком. В соответствии с признанной в лингвистике классификацией эскимосско-алеутских языков, эскимосские языки подразделяются на две основные группы - юпик и инуит. Язык сиреникских эскимосов стоит особняком и иногда квалифицируется как "осколок" третьей самостоятельной ветви эскимосско-алеутских языков . Эскимосские языки группы инуит на территории России больше не представлены (прежде на языке эскимосов Берингова пролива, относящемся к этой группе, говорили эскимосы острова Большой Диомид). Группа юпик представлена в России чаплинским (юго-восток Чукотки) и науканским (северо-восток Чукотки) языками.

Особо следует оговорить ситуацию с выделением языков и народов, включаемых прежде в состав алтайцев и татар (кумандинцы, телеуты, тубалары, челканцы, а также теленгиты, которых в перечне не было). Несмотря на то, что общепринятой классификации тюркских языков нет, позиция составителей рецензируемого перечня, поставивших в графе "Родной язык" у тубаларов и челканцев - алтайский, а у кумандинцев и телеутов - кумандинский и телеутский соответственно, - выглядит чрезвычайно непоследовательной. Известна высокая специфичность т.н. северных диалектов алтайского языка (кумандинского, туба и челканского) по сравнению с литературной нормой, сложившейся на основе южных диалектов (теленгитского, телеутского и алтайского диалектов; носителями последнего являются алтай-кижи и близкие к ним маймалары). В этой связи, логичней было бы выделять кумандинский, челканский и туба в качестве самостоятельных идиом , оставив для теленгитского, телеутского и собственно алтайского статус диалектов алтайского языка. Выделять телеутский как самостоятельный язык, а значительно резче отличающиеся от алтайской литературной нормы туба и челканский относить к алтайскому языку - явно ошибочная позиция.

Трудности в отношении языковой характеристики представляют и тюркские языки квалифицируемые в перечне как ногайский и татарский. Дело в том, что по современным представлениям ряд групп, прежде относимых к татарам, имеют не только нетатарское самосознание, но и самостоятельные языки .

Не стоит также повторять недочет прежних переписей и давать сводную группу народов Индии и Пакистана. Вероятно, следует выделить хиндиязычных индийцев и бенгальцев, остальные же народы Индии (их очень немного на территории РФ) поместить в группу "другие национальности". Разумеется, что никакого языка народов Индии и Пакистана не существует; в этих странах распространены многие сотни языков.

Помимо отмеченных выше недостатков перечня, специалисты Института сочли необходимым дополнить, включив в списки народов и языков следующие наименования (перечисляются в порядке алфавита): амхара, арабы среднеазиатские; баджувцы; бартангцы; бацбийцы (тушины); бенгальцы; будугцы; ваханцы; водь (вожане); индийцы хиндиязычные; ишкашимцы; камчадалы; кубинцы; кхмеры; малагасийцы; орошорцы (рошорвцы); португальцы; сойоты; сомали; теленгиты; тептяри; турки-батумцы; турки-сухумцы; хуфцы; черногорцы; юги; ягнобцы.

В ряде случаев наименования народов, вошедших в перечень, целесообразно дополнить вариантами наименований и наименованиями специфических групп, входящих в состав этих народов. К таким случаям относятся: армяне (вкл. черкесогаев); багулалы (багвалинцы, кванадинцы); греки (вкл. греков-ромеев и греков-урумов); грузины (вкл. аджарцев); гунзибцы (хунзалы); евреи горские (вкл. татов); евреи среднеазиатские (бухарские); коряки (вкл. алюторцев); киргизы (вкл. сарт-калмаков); латыши (вкл. латгальцев); марийцы (луговые, вкл. восточных; горные); ногайцы (вкл. карагашей и кундровцев); оpoки (уйльта); осетины (дигорцы; иронцы); татары (вкл. казанских татар, булгаров, кряшенов, касимовских татар, мишарей, юртовских и алабугатских татар); тувинцы (вкл. тувинцев-тоджинцев), чеченцы (вкл. аккинцев).

Все предлагаемые исправления и дополнения включены в отредактированный специалистами Института перечень, прилагаемый к этим рекомендациям (все исправления и дополнения в списке выделены).

Что касается формулировок соответствующих вопросов переписи, то были предложены следующие редакционные поправки:

1) В вопросе № 6 снять слово "другие";

2) В вопросе № 8 снять слово "народности" и заменить его словом "народу".

 

 

Члены комиссии, избранной Ученым Советом Института

для редактирования перечня:

П.И. Пучков, академик РАЕН, докт.ист.наук, проф.

З.П.Соколова, докт.ист.наук

С.В.Соколовский, канд.ист. наук