РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

им. Н. Н. Миклухо-Маклая

117334 Москва. Ленинский пр-кт, 32а Тел.: (095) 938 1783 Факс: (095) 938 0600

04.04.2000

В Комитет

по делам национальностей

Государственной Думы РФ

Копия: Министерство по делам

федерации и национальностей РФ

 

На запрос председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ А.Н. Ткачева от 31.03.2000 по поводу обращения Председателя Республиканского национально-культурного Центра кряшен Татарстана А.Н. Шабалина от 05.03.2000 г. сообщаем следующее.

Специальная Комиссия Ученого совета ИЭА РАН разработала для Госкомстата РФ рекомендации по проведению Всероссийской переписи населения 2002 г. и перечень национальностей и языков. В этом перечне кряшены включены (наряду с мишарями, астраханскими татарами, булгарами, казанскими татарами, касимовскими татарами) в категорию "татары".

Эта точка зрения расходится с заключением, подготовленным в апреле 1999 г. ведущим научным сотрудником ИЭА РАН П.И. Пучковым, в котором предлагалось выделить кряшен отдельно. Такое несоответствие объясняется наличием среди ученых разных точек зрения. Никто из этнологов не сомневается в существовании кряшен как особой этнической группы. В энциклопедиях, выпущенных ИЭА РАН ("Народы России: энциклопедия". М., 1994 и "Народы и религии мира: энциклопедия". М., 1999), кряшенам посвящены отдельные статьи. Разногласия касаются вопроса, являются кряшены субэтносом татар или отдельным этносом. При обсуждении этого вопроса большинство специалистов Института сочло нецелесообразным, по крайней мере для грядущей переписи, выделять кряшен отдельной строкой.

Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет лишь о научной классификации этнических образований, адаптированной к практическим целям переписи. Вне зависимости от такой классификации, любая группа людей безусловно имеет право на собственную этническую идентификацию, выражение своих культурных запросов, организацию национально-культурных объединений. Законодательство РФ, включая Конституцию, законодательные акты об общественных объединениях, национально-культурной автономии и другие создают для этого достаточную правовую основу.

И.о. Директора

Института этнологии

и антропологии РАН, д.и.н. С.В. Чешко