Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов

Шилов Н. Мишари обеспокоены судьбой татарского этноса; Тангалычев К. Рубят народ - щепки летят, 14.08.02

Мишари обеспокоены судьбой татарского этноса

Разработанный Институтом этнологии и антропологии РАН "Перечень национальностей и этнических групп для разработки материалов всероссийской переписи 2002 г." вызвал серьезную обеспокоенность судьбой единого татарского этноса не только в среде ученых и политиков Татарстана, но и среди татар других регионов Российской Федерации, в т.ч. - Республики Мордовия.

14 августа 2002 г. в республиканской правительственной газете "Мордовия - 7 дней" вышла статья К. Тангалычева "Рубят народ - щепки летят", где выражена чрезвычайная обеспокоенность "расчленением татарского народа на девять этнических групп". Заметим, что Камиль Абидуллович Тангалычев - известный писатель, публицист, лауреат Литературной премии Главы Республики Мордовия, победитель окружного конкурса на лучшую публикацию по проблемам гармонизации этнокультурных и конфессиональных отношений в Приволжском федеральном округе. За свою державно-патриотическую позицию он не раз подвергался в печати нападкам со стороны радикальных активистов татарского и мордовского национальных движений РМ. Его выступления традиционно вызывают живой резонанс в научных и общественно-политических кругах, а также у простых читателей. Данная публикация на фоне накалившейся дискуссии, связанной с предстоящей переписью населения и особенно - ее этническим аспектом, тоже явилась заметным событием.

К. Тангалычев - представитель татар-мишарей, которых в Мордовии насчитывается более 50 тыс. чел. Говоря о непростых внутриэтнических отношениях с казанскими татарами, высказываясь против перевода татарской письменности с кириллицы на латиницу, публицист, тем не менее, усматривает глобальную единству своего этноса. В чем-то его оценки категоричны и резки, в чем-то эмоциональны, что, пожалуй, является непременным атрибутом писательской публицистики, но это - точка зрения публициста - татарина, живущего вне Татарстана. Считаю целесообразной публикацию статьи К. Тангалычева в журнале Сети, поскольку она отражает реально существующую позицию представителя татарского этноса, писателя накануне переписи населения России.

Рубят народ - щепки летят

Институтом этнологии и антропологии РАН для Госкомстата России подготовлен "Перечень национальностей и этнических групп для разработки материалов всероссийской переписи 2002 года". В этом документе предусматривается разделение татар на девять (а может, и более) "самостоятельных" групп: мишарей, тептярей, крещеных татар, сибирских татар и т.д.

Появилась прямая угроза расчленения народа под предлогом "научной целесообразности". Это чрезвычайно опасно не только для татар, но и для всей России, для всей этносферы планеты Земля. Свою обеспокоенность грядущим расчленением народа высказывает и Президент Татарстана М. Шаймиев: "Как же понять директора института этнологии и антропологии Российской Академии наук господина В. Тишкова, который предлагает новый алфавитный перечень народов России, предусматривающий искусственное расчленение целых народов..."

Но - что понимать и что обижаться на этнологов-космополитов, что обижаться на профессора-американиста, у которого свое дело, свое мировоззрение и свои задачи в этом мире. Татарам о себе нужно думать самим, в том числе и о сохранении своего национально-культурного единства. И корень проблемы искать в себе, в своем внутриэтническом поведении, а не только в чьих-то недобрых поползновениях. Не сами ли казанские татары, в первую очередь - гуманитарная интеллигенция, десятилетиями культивировали свою этническую особость, неповторимость, первосортность, а /следовательно - культивировали второсортность других татар? Не сами ли казанские татары создали гуманитарный кризис, когда появились татары и "околотатары", не сами ли настойчиво называли, например, нас "мишарями", чтобы мы ни на миг не забывали о своей языковой, культурной, а может, и генетической несостоятельности? Возник центр национальной вселенной - Казань, а также возникли второсортные национальные окраины. А ведь мы сами себя настойчиво не называли "мишарями". Мы называли и считали себя - татарами, хотя в условиях не всегда цивилизованного российского общежития, может, и удобнее было называться "мишарями", а не татарами. Говорю об удобстве, которого искали многие "чуткие" татары, назвавшие себя михал михалычами и николай иванычами, отказавшись от первородных имен, проявив, тем самым, трагическое малодушие.

Наши предки знали о себе, что они - татары, что им богом дано быть этим народом. И Тукай всегда был для нас родным поэтом, его Шурале - родным персонажем. Поэтому, если разъединить народ, то "мишарям", как и другим обособленным группам татар, придется остаться без родной литературы, которая "отойдет" к казанским татарам, чей диалект наиболее близок к литературному языку. И "литература казанских татар" станет для нас тем же, чем для нас сейчас является литература карачаевцев, черкесов, балкарцев, хакасов. Но оставаться в мире без ощущения и осознания причастности к своей литературе - трагично для народа. Теряя поэзию, народ может потерять сокровенный смысл неповторимого существования на земле, оглохнуть, ослепнуть, онеметь. Но мы не можем потерять свою литературу, мы не можем остаться не только без Габдуллы Тукая, но и без Мусы Джалиля, Галимджана Ибрагимова, Гаяза Исхаки, Хасана Туфана, Акмуллы и десятков других писателей, чье родное присутствие в своей тысячелетней биографии мы не переставали ощущать и осознавать.

Но мы ощущали и другое: Казань к нам относится как к чужим. Мои земляки, покидая село, учиться и работать ехали в Горький, Ленинград, но почти не ехали в Казань. Униженное положение внутри своего этноса - ужасно, невыносимо. Мы не говорили: "Мы - мишари", но мы неизменно слышали голос Казани: "Вы - мишари". Проникновенная книга радикальной активистки татарского национального движения Фаузии Байрамовой о нашем земляке Хади Такташе тоже называется многозначительно - "Великий сын мишарского народа". Откуда взялся - "мишарский народ", самостоятельное существование которого сегодня отрицает справедливо напуганная расчленением этноса казанская интеллигенция? Не у Байрамовой ли вычитал о существовании "мишарского народа" радикальный экспериментатор Тишков? Не сама ли казанская интеллигенция дала этим экспериментаторам духовный повод так относиться к татарам?..

Гуманитарная интеллигенция Казани долгие годы не хотела ничего слышать, кроме своей "правильной" казанской речи. Не хотела понимать и многих объективных метафизических реалий, существовавших в единой поэтической России. Холодное неприятие у Казани могли вызвать, например, стихи татарина, пишущего по-русски. Не понимая художественного и философского значения этих стихов, не задумываясь об их первородной сути, "аксакалы" современной региональной литературы не скупились на самонадеянные упреки и обвинения. Порой доходило до жалкого абсурда: Гавриил Державин - татарин, свой, а Камиль Тангалычев - чужой, "отступник" от языка. "Критики" не хотели и не умели видеть, как вольготно татарам и в русской речи. Татары обрели эти просторы, а обретя просторы - было бы противоестественно не обрести язык. Татары стали двуязычным народом, добившись определенного культурного преимущества в мире. Потому - татарин ли "обрусел"? Или русский - "отатарился"? Что касается русских, то я не знаю сегодня другого более духовно родственного татарам народа.

Раздражает не то, что говорят "аксакалы". Раздражает их самоуверенность, когда они говорят от имени многомиллионного народа. Если бы народ и впрямь пошел на поводу у этих "поводырей", то он давно погиб бы в трясине, отвергнутый всем окружающим миром.

Обвинительно-назидательный тон Казани вызывал у нас естественное отторжение. Да кому нужно терпеть этот тон! Лучше уж и впрямь оставаться "мишарями" - и жить своей жизнью, может, к сожалению, и утрачивая в какой-то мере родной язык и родные традиции. Обвинительный тон "главных татар" и их нежелание понимать, в каких непростых культурно-языковых условиях оказались те же "мишари", - гораздо более разрушительное для нас явление. Можно, конечно, родиться в Казани или под Казанью, можно оказаться в Казани в советские годы, когда государство, как в питомнике, растило "национальных" писателей и ученых, а можно всю жизнь прожить в торбеевской деревне Сургодь - и с утра до ночи думать о дровах, картошке, сене, соломе, корове, овцах и не находить сил и времени, чтобы прочесть стихи даже своего односельчанина Такташа, чтобы скосить сорную траву на месте его дома. Не репейники и крапива - летом, не сугробы снега - зимой должны бы напоминать народу о том, что это - священная земля для татар и татарской литературы. Но пока всем нам - и казанским татарам, и "мишарям" - предстоит по-настоящему возмужать духовно, чтобы не позволять крапиве демонстративно обжигать наши священные места, где мы и должны собираться на торжество своей неделимости. Кощунственно политикам и гуманитарной интеллигенции рассуждать о "величии нации", стоя среди крапивы и репейников на родине лучших поэтов народа.

После поездки односельчан Хади Такташа в Казань - на торжества по поводу 100-летия их знаменитого земляка народный писатель Татарстана Т. Миннуллин в марте 2001 года писал в одной из казанских газет: как им не стыдно было приезжать в Казань, как они не постеснялись казанцев говорить на литературном вечере по-русски, и вообще - как посмели приехать? Но - как не стыдно другое: старику так писать о соплеменниках, приехавших в гости? И говорили они по-русски не потому, что не знают татарского языка, а потому - что опасались лингвистического высокомерия Казани, нетерпимой к диалектам.

Недальновидность и высокомерие некоторых националистически настроенных "представителей" казанской интеллигенции по-прежнему остается камнем преткновения на пути этнической консолидации. Невозможно в мире жить - любя лишь свой диалект и себя в нем. Сегодня, принципиально соглашаясь с позицией национальной интеллигенции Казани, ратующей за сохранение этнической неделимости татар, по-прежнему сомневаюсь в том, что казанцы резко потеплели к "мишарям", "кряшенам", которые долгие годы являлись лишь "свадебными родственниками" казанских татар. Но придется и потеплеть, и повзрослеть - чтобы противостоять расчленению народа по лукавым "научным методикам" Москвы. Иначе народ будет выброшен на задворки истории.

Есть, конечно, диалектные различия в языке "мишарей" и казанских татар, есть иные этнокультурные особенности, порожденные своеобразием мест их проживания, соседством с другими народами. Но сегодня, когда идет глобальная тенденция исчезновения языков и культур в мире, этническое единство для татарского народа особенно необходимо. Единство для татар - это стратегическая основа для самосохранения и существования под солнцем. Но старая идеология обвинения других народов (и даже родных субэтносов!) в своих национальных бедах, идеология всеобщего подозрения - сегодня является разрушительной. Нужна новая идеология национального самосохранения. Это - собирание всего ценного, что выработал татарский народ за долгие годы существования в истории, в том числе - в новейшей истории. Может быть, стоит этому поучиться у евреев, умеющих, вбирая в себя мир, сохранять и обогащать этнос.

Но - Казань продолжает "ломать стулья", стремясь перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Это вызовет еще больший - чем перепись - раскол внутри татарского народа, успевшего материализовать именно в кириллице огромную, жизнетворную часть своей культуры. Стихи и повести на татарском языке, которые и сегодня уже читает все меньше народа, в латинице вообще будут читать единицы. В латинице даже татары будут читать Байрона, но не Тукая, а "мишари", "тептяри", "кряшены", сибирские, астраханские татары станут еще дальше от казанских татар...

Большинство татар в XXI веке останется с кириллицей; большинство татар в XXI веке останется с Россией. Кириллица - лучшая основа для неразрывного двуязычия татар. Именно в условиях необратимого двуязычия нам надо научиться сохранять наш родной язык. Поэтому каждой татарской деревне - хоть в Мордовии, хоть в Сибири - важно ощущать себя частью единого этнического мира.

Моя новая книга "Дорога в Казань", посвященная единству России и мира, в определенном смысле посвящена и единству моего народа. По большому счету, народ сохраняют не политики от этнологии, а поэты. Имею в виду дорогу общенационального поэта - не в Казань катакомбных "аксакалов", а в Казань моих добрых, человеколюбивых соплеменников и соотечественников, в Казань моего деда и отца, которые в самом городе, может, никогда и не бывали, но этот город считали своим. Мы за то, чтобы Казань оставалась общетатарской культурной столицей, которая в ответе и за окрестности! Но столица - высокомерная к этническим окрестностям - не может быть родной столицей. Я воспеваю дорогу в Казань - любящую не только всех татар, но и всю Россию, по которой - от края и до края - рассеялись татары. Это дорога не в Казань татарских националистов. Но это и не дорога в Казань космополитов, не желающих помнить ни чьего родства. В стремлении расчленить существующие народы и изобрести несуществующие проявляется варварство космополитизма, его лукавство, сеющее вражду между братьями. Варварский космополитизм, если ему не сумеет противостоять сам народ, может выжигать не только этносы, но и города.

В новой Конституции Республики Татарстан, хотя и с некоторым опозданием, обозначена хорошая государственная позиция. Как заявляет М. Шаймиев, в документе нашли отражение и запросы татар, живущих за пределами республики: "Если республика имеет такое название, то она должна официально брать на себя обязательство по обеспечению единства и развития всех татар, а также - опираться в своем развитии на весь татарский народ". Но - необходимо опираться на татар-творцов, созидателей, мастеров, независимо от того, где преумножают они общечеловеческие ценности - в татарской культуре, русской или мировой. Лишь бы имя и веру свою не предавали, лишь бы родство свое не забывали. Тогда в новом веке и новом тысячелетии татарам не будут страшны никакие "этнологические" поползновения.

Разумна государственная позиция Татарстана в отношении этноса. Но это не значит, что правительства Мордовии, Чувашии, Ульяновской, Самарской, Астраханской и других областей не должны тревожиться о проблемах культуры и просвещения своих татар; и это не значит, что правительство Татарстана не должно тревожиться о проблемах культуры и просвещения других народов на своей территории...

Моя дорога в Казань - это дорога в Казань, возведенную Всевышним, рождающим каждый народ для великого смысла и предписавшим татарам оставаться единым этносом. Национальность - божий дар. И национальность невозможно поменять по "научным рекомендациям" института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Жестокие эксперименты непозволительны даже в отношении бабочек и цветов, а в отношении народов гуманитарной науке вообще противопоказано быть жестокой... Полезно изучать субэтническое разнообразие татарского (и других крупных народов), но зачем обольщать субэтносы исторически не завоеванным и не выстраданным титулом самостоятельного народа, зачем их подталкивать к погибели - этносепаратизму, а потом и к внутриэтническому отчуждению? Зачем ломать ветви больших деревьев?..

Несомненно, татары - единый народ, и нам нужно единым многомиллионным народом вписываться в историю страны и в историю планеты. Но и для Казани нынешние потрясения в связи с переписью должны стать уроком. Казань уже повзрослела - ей тысяча лет. С высоты казанского кремля нужно дальше видеть мир - и татарский народ, и всю землю. И государству не нужно, прислушиваясь к разрушительным "научным рекомендациям", вольно или невольно разрушать величие и целостность народа. Не надо изваяние, созданное творцом, крушить ломами и топорами. Величие и целостность народа надо использовать в державном строительстве. Разрушенный народ не может строить!

Кроме того, разрушая, разобщая, распыляя татар - невозможно не разрушать, не распылять русский этнос, другие большие этносы. Этносфера нашей Родины - божественное чудо, в этносфере каждый народ солидарен друг с другом - и в воскресении, и в процветании, и в гибели. И не нужно к этносфере прикасаться "этнологическими" топорами.

Тем не менее, надо понимать: экспериментаторы, авторы гуманитарного крушения народа свое дело не прекратят, это - их профессия, это их хлеб. Но - трагедии все равно нет, поскольку у нас есть внутреннее, генетическое осознание себя, в первую очередь - татарами, а уже потом "мишарями", "кряшенами", "тептярями". У нас есть кровное ощущение единства и с казанскими татарами, чье высокомерие перед лицом угрозы распада единого этноса воспринимается лишь как безобидный исторический казус. Этнологам-экспериментаторам не дано это прочувствовать, как непоэтам не дано написать "Божественную комедию".

Татары - как единый государствообразующий народ - способны немало доброго сделать для общечеловеческой культуры, быть опорой России. И у татар по-прежнему еще много исторического и духовного потенциала, чтобы оставаться единым народом, противостоять разрушению. Правда для татар - их единство, ложь - разъединение. У нас большая культура и огромный исторический опыт, чтобы жить в мире - по правде. У экспериментов, призванных разъединить народы, и у экспериментаторов, не желающих знать ни самой России, ни ее этнографии, не может быть победительных перспектив, если сами народы не утратят историческую бдительность.

Единство народа неприкосновенно! Не надо трогать народ, не надо разрушать его от имени государства и государственной науки. Не нужно татарам искусственно навязывать трагическую участь Советского Союза.