Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов

Калмыкия

В. Волгин

Подготовка к переписи населения:

ОБЫДЕННОЕ И ОСОБЕННОЕ

7 мая 2002 г. правительство Калмыкии приняло постановление №113 “О мерах по проведению Всероссийской переписи населения 2002 года на территории Республики Калмыкия”. Этот документ появился во исполнение Федерального закона “О Всероссийской переписи населения 2002 года”, постановления правительства России от 12 апреля 2002 г. №231 “Об организации Всероссийской переписи населения в 2002 году”, а также в соответствии с указом президента Калмыкии от 22.02.2000 г. №21 “О Всероссийской переписи населения 2002 г. на территории Республики Калмыкия”, постановлением правительства республики от 20.03.2000 г. №80 “О мероприятиях по проведению Всероссийской переписи населения”.

Цель майского правительственного постановления - успешное проведение переписи. В этой связи в документе содержится ряд поручений некоторым министерствам и ведомствам. Так, Госкомитету республики по статистике предписано организовать ее методологическое и организационное обеспечение, осуществить мероприятия по подготовке и проведению переписи, провести ее в период с 9 по 16 октября 2002 г.

Ранее Госкомстат представил правительству республики смету расходов на проведение переписи в сумме 7134,7 тыс. руб. В этой связи одним из пунктов своего постановления правительство поручило Министерству финансов республики подготовить проект закона о внесении изменений в бюджет на текущий год. Они должны предусматривать расходы главного финансового документа региона в указанном выше объеме, в том числе 3012,1 тыс. руб. - за счет местных бюджетов.

На представителей президента республики в районах и г. Элисте, органы местного самоуправления совместно с Госкомстатом возложены обязанности в срок до 1 сентября подобрать помещения для переписных и инструкторских участков, обеспечить средствами связи и транспортом уполномоченных по вопросам переписи населения в районах и городах и переписные участки. Районным и городским властям предстоит также до начала переписи упорядочить названия улиц, нумерацию домов и квартир в городских поселениях, крупных сельских населенных пунктах.

Министерству внутренних дел Калмыкии поручается проверить полноту и правильность регистрации и учета населения, обеспечить на период переписи усиленную охрану общественного правопорядка, безопасность лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранность переписных бланков и иных документов по переписи.

В соответствии с правительственным постановлением Министерство по делам печати и средств массовой информации совместно с Госкомстатом должно осуществить ряд информационно-разъяснительных мероприятий, а ОАО “Электросвязь” - обеспечить Госкомстат телефонной связью на весь период подготовки и проведения переписи населения.

Факт появления данного постановления и ранее принятые официальные республиканские документы являются подтверждением того, что органы власти Калмыкии в рамках своей компетенции принимают непосредственное участие в подготовке переписи, контролируют этот процесс.

Содержание постановления правительства - достаточно традиционно. Кстати, на заседании кабинета министров документ был принят практически без обсуждения, как говорится, в рабочем порядке. Эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что, по оценке исполнительной власти региона, подготовка к переписи проходит в целом нормально и в настоящее время не требует от управленческих структур каких-то особых, дополнительных мер.

В то же время, один из пунктов постановления - шестой - заслуживает отдельного разговора. В нем, в частности, идет речь о необходимости подготовить соответствующие нормативные документы для включения п. Басы, территориально расположенного в границах Калмыкии и административно подчиненного Астраханской области, в Нарынхудукское сельское муниципальное образование Черноземельского района республики.

Такое решение, на наш взгляд, имеет прямое отношение к земельно-территориальному спору между Калмыкией и Астраханской областью, продолжающемуся несколько последних лет. Мы уже писали об этом конфликте в изданиях Сети этнологического мониторинга (см., например, ежегодные доклады за 1999 и 2000 гг. “Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах”). Напомним кратко, что противоречие заключается в несовместимых представлениях двух сторон о статусе 390 тыс. га, используемых Астраханской областью в районе так называемых Черных земель. Позиция властей Калмыкии заключается в следующем. Существующие границы республики установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 г. Исходя из них, используемые в настоящее время Астраханью 390 тыс. га находятся в пределах территории Калмыкии. Следовательно, в соответствии с действующим федеральным и р!еспубликанским законодательством астраханским землепользователям надлежит заключить с калмыцкой стороной договора аренды и платить ее. Необходимо отметить, что в подоплеке такой постановки вопроса отсутствует требование к астраханцам непременно покинуть эти земли. Астраханская же сторона продолжает считать выделенные ей в 1940-1950 гг., в период депортации калмыков и ликвидации Калмыкии, отгонные пастбища принадлежащими области и на этом основании отказывается заключать договора аренды с калмыцкой стороной и платить ей.

Следует заметить, что этот конфликт имеет вялотекущий характер и не превалирует над всеми другими взаимоотношениями между двумя регионами. Ресурс добрососедства остается значительным. Вместе с тем, земельно-территориальный спор накладывает свой негативный отпечаток на рефлексию сторон по отношению друг к другу. Радикализуются общественные настроения, накаляются межнациональные отношения. Проживающие на спорных территориях русские, считающие себя астраханцами, искренне убеждены, что их могут насильно “переподчинить” Калмыкии и подписываются под заявлениями о нежелании жить в ней. Часть титульного населения в республике, в свою очередь, подвержена настроениям необходимости не только урегулирования проблемы аренды 390 тыс. га, но и полной территориальной реабилитации калмыцкого народа. Это подразумевает возвращение Калмыкии двух ее бывших районов (Лиманского и Приволжского), которые остались в границах Астраханской области после восста!новления республики в 1957 г.

Власти двух регионов пытались достичь взаимоприемлемого решения спорного вопроса о 390 тыс. га. Однако найти согласие и развязать узел проблемы пока не удалось. Одна из причин - несовпадение принципов, из которых исходят стороны, стремясь доказать свою правоту. Если калмыцкое руководство стремится придерживаться правового подхода, соблюдения действующего законодательства, то астраханское – существующего статус-кво в земельно-территориальных отношениях между двумя регионами.

Кроме того, дополнительные трудности привносит та реальная ситуация, которая сложилась на спорной территории за многие десятилетия до возникновения конфронтации. Постоянно проживающее здесь население, а это в основном жители поселка Басы, в настоящее время приходится идентифицировать преимущественно как жителей Астраханской области. Эти люди участвуют в астраханских выборах, лечатся в астраханских больницах, получают зарплату из астраханского бюджета, пенсии – из астраханского отделения Пенсионного фонда России и т.п.

Намерение властей Калмыкии в рамках подготовки к предстоящей переписи включить п. Басы в Нарынхудукское сельское муниципальное образование Черноземельского района республики, с одной стороны, имеет правовое обоснование. С другой - вполне вероятно, что, даже будучи строго законными, эти действия способны вызвать болезненную реакцию и в Астрахани и в п. Басы. Таким образом, похоже, в контексте конфликта между республикой и областью по поводу принадлежности 390 тыс. га Черных земель может возникнуть нешуточный спор по поводу того, кому проводить перепись на этой территории и, в частности, в п. Басы – представителям одного или другого региона? Представляется, что в таком случае нельзя исключать усиления напряженности в отношениях между калмыцкими и астраханскими официальными кругами, русским и калмыцким населением, проживающим в этом поселке.