Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов
Юнусов А.
Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 г.), 12.03.01Последняя перепись, проведенная в СССР в 1989 г., зафиксировала тогда в Азербайджане представителей 112 национальностей и малых этнических групп, всего 7 млн. 21 тыс. чел. При этом основную часть населения республики # 5 млн. 805 тыс. чел. или 83% населения # составляли азербайджанцы. Далее по численности в стране шли русские, армяне и лезгины. В конфессиональном отношении более 87% населения составляли в тот период мусульмане (шииты и сунниты), 12% - христиане (православные и григориане) и 0,5% - иудеи.
Однако с того времени в Азербайджане произошли серьезные военно-политические и социально-экономические события, которые вызвали массовое перемещение населения внутри страны и за его пределы. Было ясно, что демографическая ситуация в Азербайджане за последние после переписи 1989 г. годы кардинально изменилась. Но насколько и как # это не было ясно. Хотя еще 22 февраля 1996 г. президент Гейдар Алиев подписал распоряжение # 442 о подготовке и проведении переписи, его все время отодвигали на неопределенный срок
. Были серьезные опасения в том, что перепись даст нам реальные данные в условиях продолжающегося конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха и колоссальной трудовой миграции населения в поисках средств к существованию. И, тем не менее, при финансовой поддержке ООН с 27 января по 3 февраля 1999 г. власти республики осуществили эту перепись населения, результаты которого только-только становятся достоянием гласности. Из запланированных 10 томов в конце 2000 г. были опубликованы 6 фолиантов. Для нашей темы особенно важны 3-й и 4-е тома, в которых приводится информация о проживающих в Азербайджане народах и этнических группах.Итак, судя по данным переписи 1999 г., ныне в стране проживают 7 млн. 953,4 тыс. чел., из них 7 млн. 205,5 тыс. или 90,6% составляют азербайджанцы. Как видим, за истекшие 10 лет число азербайджанцев в стране возросло почти на 8% и стало еще более преобладающим. При этом в сельских районах, а также в Нахчеванской АР и крупных городах азербайджанцы составляют в среднем 96-99% населения. И лишь в столице азербайджанцев зафиксировано относительно мало # 88% населения города. Карабахский конфликт и последовавшие вслед за этим кровавые события, а также трудовая миграция привели к серьезным структурным изменениям среди азербайджанцев. В результате, женщины ныне составляют большинство (50,9%) и еще больше азербайджанцев (51,2%) стало жить в городах, в основном в крупных. Отъезд из страны т.н. #русскоязычных# азербайджанцев привел к тому, что возросло число азербайджанцев, которые говорят на родном
языке # с 99,1% в 1989 г. до 99,7% в 1999 г. Только 2,7 тыс. (0,04%) азербайджанцев ныне считают русский язык родным.С другой стороны, формально азербайджанцы имеют хорошие перспективы: средний возраст нации # 27 лет, пожилых и нетрудоспособных азербайджанцев старше 60 лет не очень много (8,5%). Однако, при внимательном изучении данных переписей выясняется, что это соотношение основано лишь благодаря преобладанию женского населения. И не все здесь благополучно. Так, резко возросло количество разводов: если в 1989 г. среди азербайджанцев было зафиксировано 11,3 тыс. разводов, то десять лет спустя таковых оказалось 64,7 тыс., т.е. количество разводов за этот период среди азербайджанцев возросло почти в 6 раз! Наряду с этим резко возросло количество одиноких, особенно среди женщин в возрасте 20-39 лет. Если учесть, что подавляющее большинство разводов также отмечено среди лиц в возрасте 20-39 лет, то налицо серьезный кризис в семейно-брачных отношениях.
А какова ситуация у других народов Азербайджана? Начнем с русских, которые в 1989 г. были вторыми по численности после азербайджанцев. В Азербайджане русские традиционно подразделялись на три неравные по численности группы. Первую составляли раскольники (молокане, субботники, духоборы, баптисты и др.), которые появились в Азербайджане после 1832 г. и расселялись в сельских районах. К началу 20 в. в Азербайджане было 46 русских сел раскольников. Вторая группа русского населения была связана с превращением г.Баку в конце 19 в. промышленный центр Закавказья
, а третью составили семьи военнослужащих бывшей Советской Армии, расквартированных в основном в городах, в первую очередь в столице. По данным переписи 1979 г., тогда в Азербайджане проживало 475,3 тыс. (7,9% населения республики) русских, в основном в Баку, Гяндже и Сумгаите, а также в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах. С начала 80-х гг. начался отток русских из республики, в основном по экономическим причинам и в результате последняя советская перепись 1989 г. зафиксировала в Азербайджане чуть больше 392,3 тыс. русских (5,6% населения республики), из них 295,5 тыс. чел. # в Баку.Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х # начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 г., внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы
независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны. В результате, перепись 1999 г. показала, что число русских сократилось за эти десять лет в три раза и теперь их осталось в Азербайджане 141,7 тыс. чел., составляя всего 1,8% населения республики. Правда, хотя по численности русские и сегодня по-прежнему играют заметную роль в жизни Азербайджана. Однако, есть и тревожные факторы: не считая армян, о которых речь ниже, только у этой категории населения страны существует весьма существенная разница в соотношении полов # среди русских число мужчин составляет всего 37%, тогда как женщин - 63%. Причем в основном преобладает старшее поколение и в результате средний возраст русского населения составляет 41 год, тогда как средний возраст у остальных народов колеблется в пределах 26-34 лет. Отнюдь не случайно у русских очень много зафиксировано людей старше трудоспособного возраста # 23,4%.Вместе с тем, количество разводов за эти 10 лет возросло всего в 2,5 раза, что не свидетельствует о серьезном кризисе семьи у русских в Азербайджане, учитывая аналогичные показатели у азербайджанцев и других народов республики. Чуть больше 18% русских в Азербайджане одиноки, но эта высокая цифра возникла в основном за счет представителей старшего поколения, тогда как процент одиноких в возрасте 20-39 лет незначителен (2,3%), особенно среди женщин. Подавляющее большинство русских (95,1%) сегодня проживает в городах, в основном в Баку, где проживает 84,3% русских. При этом по численности русские уверенно занимают второе после азербайджанцев места в Баку (составляя 6,7% населения столицы), Гяндже (0,9% населения города) и Сумгаите (1,7% населения города). Они главным образом квалифицированные инженерно-технические работники, служащие, многие
заняты в государственных, научных и образовательных учреждениях. Во многом это объясняется тем, что у русских один из самых высоких показателей количества людей (6,0%) с высшим образованием в стране. Поэтому в ближайшее время #русский фактор# будет по-прежнему играть существенную роль в социальной жизни Азербайджана. Из сельских районов больше всего русских проживает в Исмаиллинском (1,8% русского населения), Хачмазском (1,0%), а также в Кедабекском, Джалилабадском и Геранбойском районах Азербайджана.Процент другого народа славянской группы - украинцев, в Азербайджане не очень значителен. По данным переписи 1999 г. в Азербайджане проживает 29 тыс. украинцев. Практически все они проживают в Баку и только незначительная часть в Сумгаите и других городах и районах страны. При этом показатели украинцев не очень-то отличаются от показателей русских. Следует отметить только факт сильной русификации украинцев: лишь 32,1% украинцев отметили украинский язык в качестве родного, тогда как 67,0% таковым посчитали русский язык.
До начала карабахского конфликта армяне являлись самой крупной после азербайджанцев и русских этнической общностью страны. В 1989 г. их было 390,5 тыс. чел. или 5,6% населения. При этом большинство армян проживало в бывшем НКАО (145,5 тыс. чел.) и столице (179,9 тыс. чел.) республики. После начала карабахского конфликта и последовавших кровавых событий численность армян в Азербайджане резко сократилась и ныне они проживают в основном в Нагорном Карабахе. Правда, долгое время официальные власти Азербайджана сообщали, что вне территории Нагорного Карабаха в республике проживает от 30 до 40 тыс. армян. Что же показала перепись 1999 г.? Оказывается, ныне в Азербайджане проживает 120,7 тыс. армян! Однако внимательное изучение статистических данных переписи по районам показывает, что речь идет практически об армянах, живущих в Нагорном Карабахе. Но и эта цифра дана ориентировочно, и явно завышена. Даже по армянским данным, сегодня в Нагорном Карабахе проживает от 60 до 100 тыс. армян. Трагикомизм данных
переписи об армянах заключается в том, что с одной стороны указывается, что 35,5 тыс. или 29,4% армян # это дети в возрасте до 14 лет, с другой тут же отмечается, что средний возраст армян республики равен 57 годам! На самом деле перепись затронула лишь тех армян, которые проживали вне оккупированной территории, а это действительно на сегодня пожилые люди, члены смешанных семей. И тогда, если иметь в виду информацию об армянах, проживающих вне Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, тогда выясняется, что армян сегодня в республике осталось всего # 645 чел. (36 мужчин и 609 женщин), больше половины из которых (378 чел. или 59% армян в Азербайджане) живет в Баку, а остальные в сельских районах. Хотя на деле, реально численность армян вне Нагорного Карабаха должны быть чуть больше, в пределах 2-3 тыс., поскольку многие сменили фамилии и не попали в материалы переписиОсобый интерес для исследователей представляют данные переписи о кавказской группа этносов в Азербайджане. К ней относятся лезгины, аварцы, цахуры, удины, ингилойцы, крызы, будуги и хыналыгцы, издавна проживающие в республике. Ведущую роль в этой группе играют лезгины. В основном они проживают на северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского
хребта. Накануне падения СССР лезгины были четвертыми по численности после азербайджанцев, русских и армян в Азербайджане, их в 1989 г. насчитывалось 171,4 тыс. чел. или 2,4% населения республики. Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений (#Садвал# в РФ и #Самур# в Азербайджане), которые приводили цифры в 600-800 тыс. чел. Однако перепись 1999 г. показала, что численное и процентное соотношение лезгин осталось по сути неизменным: было зафиксировано 178 тыс. лезгин или 2,2% населения страны. Вряд ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Наши исследования, проведенные в 1994-1998 гг. в северо-восточных районах страны показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250-260 тыс. чел. Так или иначе, но теперь, по данным переписи 1999 г. лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев народом Азербайджана. Основная масса лезгин (41,2%) проживают в Гусарском районе, где они составляют абсолютное большинство # 90,7% население района. Кроме того, 14,7% лезгин ныне проживает в столице, столько же # в Хачмазском районе. Достаточно много лезгин также проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском районах. В целом, большинство лезгин (63,3%) зафиксировано в сельских районах страны. Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18-59 лет (55,9% лезгин) и младше трудоспособного (33,2% лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин # 29 лет.Аварцы. Это # наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность, в основном проживающая на северо-западе страны в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 г. их было 44,1 тыс. чел. За истекшие 10 лет, численность авар осталась практически неизменной
и ныне составляет 50,9 тыс. чел. или 0,6% населения республики. Проживают они в основном в двух районах - Закатальском (51%) и Белаканском (48%). Причем в основе своей аварцы сельчане (92,1%), в городах проживает только 7,9% авар.В этой Шеки-Закатальской зоне живут близкие по языку к лезгинам цахуры. В 1989 г. их было зафиксировано 13,3 тыс. чел. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тыс. чел. или 0,2% населения республики. В основном они проживают в Закатальском районе (
81%), а также в Гахском (18%). Также, как и аварцы, цахуры в своей основе сельские жители: только 17% живут в городах Закатала и Гах, остальные 83% - в селах.Еще одной этнической общностью, расселенной на северо-западе Азербайджана, являются ингилойцы. Это весьма интересный с научной точки зрения народ, о происхождении которого до сих пор идут споры и очень многое не ясно. Считается, что это - один из древних местных народов, которые в раннем средневековье приняли православную ветвь (грузинскую) христианства и со временем перешли на грузинский язык. Позже, в 17-18 вв. грузиноязычное население здесь приняло ислам и получило азербайджанское имя #ингилой#, т.е. #новообращенные#. В 19 в. после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. В настоящее время мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская # грузинами. При этом быт, многие черты культуры абсолютно схожи. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях, но по некоторым данным, в 1
989 г. в Азербайджане проживало до 10 тыс. ингилойцев. Проблема была в том, что в переписях большинство ингилойцев записывали себя или записывались как азербайджанцы, а меньшинство # грузинами. По переписи 1999 г. в Азербайджане зафиксировано 14,9 тыс. грузин. Если не считать 2,5 тыс. грузин, проживающих в основном в Баку, а также г. Гяндже, остальные живут в районах, и это # ингилойцы. Таким образом, можно говорить о грузиноязычных ингилойцах, живущих в сельских районах, а именно - Гахском (7,5 тыс. чел.), Закатальском (3 тыс. чел.) и Белаканском (2 тыс. чел.).Восточнее Шеки-Закатальской зоны, на севере Азербайджана расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут удины. По вере они являются приверженцами григорианской ветви христианства и это обстоятельство наложило серьезный отпечаток на их быт и жизнь, поскольку и армяне относятся к этой ветви христианства. Вот почему в быту удины были триязычны: говорили на удинском, армянском и азербайджанском языках. По переписи 1989 г. в СССР проживало 8 тыс. удин, из них в Азербайджане # 6,1 тыс. чел., большинство (4,5 тыс.чел.) в селе Нидж Габалинского района. После начала карабахского конфликта некоторая часть удин также покинула страну и расселилась в основном в России. Перепись 1999 г. зафиксировала 4,2 тыс. удин, проживающих в основном в селе Нидж, а также 104 чел. в Гахском районе. В подавляющем большинстве это сельские жители.
На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана проживает группа этносов, известная как #шахдагская#. Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы # жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг, откуда они и получили свои имена. Кроме того сегодня часть будугов проживает также еще в двух селах района # Дали Гая и Гюней Будуг, а крызы # в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Все эти села находятся в труднодоступных высокогорных местах, что сказалось на их быте и культуре. В частности, по языку будуги и крызы очень близки к лезгинам, но есть и различия. А вот хыналыгский язык занимает особое место, хотя и относится к кавказской группе языков. В переписях они также не отмечаилсь, в том числе и в последней 1999 г. Но считается, что их в общей сложности около 10 тыс. чел.
Иранская группа народов Азербайджана включает в основном татов, курдов и талышей. На северо-востоке Азербайджана находится ареал расселения татов. Их язык относится к иранской группе и близок к фарси. Само имя народа имеет тюркское происхождение: так тюрки в средние века называли оседлое, в основном городское, ираноязычное население в Азербайджане. По вере они в течение столетий разделились на три группы: большинство приняло ислам и ныне таты-мусульмане составляют основную часть населения поселков на Апшеронском полуострове вокруг Баку (из 40 поселков на полуострове # 33 татские), в Исмаиллинском раойне (села Лагидж, Баскал, Зарнава). Таты-мусульмане также проживают в Хызынском, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах. Достаточно отметить такой факт: при завоевании Россией г. Баку, в начале 19 в. все население города (8 тыс. чел.) составляли таты. В результате длительного исторического совместного проживания татов-мусульман и азербайджанцев возникло много общих черт в их культуре и быту. Среди татов-мусульман азербайджанский язык получил столь широкое распространение, что вызвало значительные изменения в их этническом самосознании. Многие из них себя считают азербайджанцами и во многом утеряли татский язык и самосознание. Это сказывалось всегда на итогах переписей. Так, в 1931 г. было зафиксировано 60,5 тыс. татов, а уже в 1989 г. их количество сократилось до 10 тыс. Десять лет спустя, в 1999 г. лишь 10,9 тыс. чел. признали себя татами. При этом дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни # азербайджанский.
Вторую группу татов составили те, кто принял иудаизм и кого стали именовать в республике горскими евреями. Правда, в течение столетий среди них шел такой сильный процесс смешения с евреями, что сегодня они себя отождествляют с евреями. В результате, перепись 1989 г. зафиксировала в Азербайджане 30,8 тыс. евреев, из них 5,5 тыс. - горских евреев. В основном они проживали в Кубинском районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г.Баку. Правда, эта цифра вызывала сильные
сомнения и считалось, что на деле евреев, вместе с горскими, в Азербайджане проживало тогда не менее 60 тыс. чел. По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989 по 1999 гг. из Азербайджана уехало 31,3 тыс. евреев, то есть больше, чем проживало 10 лет назад. Соответственно, в Азербайджане евреев больше не должно было остаться. Однако перепись 1999 г. зафиксировала 8,9 тыс. евреев. Правда, на этот раз в переписи евреи не подразделялись и потому трудно сказать, сколько среди них горских.Третью группу татов составили те, кто принял григорианскую ветвь христианства. Они проживали в селах Матраса (Шемахинский район) и Килвар (Хачмазский район), за годы советской власти практически арменизировались и после начала карабахского конфликта покинули страну, уехав в основном в Армению и Россию.
На самом западе Азербайджана традиционно жили курды. По переписи 1989 г. их было 12,2 тыс. чел. Карабахский конфликт внес в их жизнь самые серьезные изменения: вначале в 1988-1990 гг. около 11 тыс. курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе с азербайджанцами и они расселились в основном среди своих соотечественников в регионе их проживания (Лачинский, Кельбаджарский, а также Кубатлинский и Зангеланский районы). А в 1992-1993 гг. все эти районы были оккупированы армянской армией и в результате курды стали вынужденными переселенцами. При этом часть курдов, в основном бежавшие в 1988-1989 гг. из Армении, в начале 90-х гг. покинули страну и переселились на Северный Кавказ. Остальные вначале направились в Баку (почти 45% курдов), затем, по мере стабилизации политической ситуации в стране, значительная часть курдов переехала в Карабах, в основном в Агджабединский район, где ныне проживает почти 80% курдов. В целом, по переписи 1999 г., в Азербайджане ныне проживает 13
,1 тыс. курдов. На деле, представляется, что их число должно быть больше, по некоторым экспертным оценкам, в пределах 50-60 тыс. чел. Однако проблема заключается в том, что курды ни в одном из указанных районов проживания никогда не составляли большинство, во всех по численности явно преобладали азербайджанцы. Еще в начале 20 в. многие курды использовали даже в быту азербайджанский язык и в результате среди них быстро шел процесс азербайджанизации. Перепись 1999 г. показала, что лишь 48,9% курдов отметили в качестве родного языка курдский. Это самый худший после украинцев показатель среди народов Азербайджана, во многом объясняющий факт ассимиляции курдов.Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, в основном в Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах, а также в Масаллинском и Лерикском районах. В советские времена они не всегда попадали в переписи. Так, в 1926 г. было зафиксировано 77,3 тыс. (3,3% населения Азербайджана) талышей, в 1939 г. их число возросло до 87,5 тыс. чел. Однако 20 лет спустя, в 1959 г. официально талышей осталось всего # 100 чел. В 1970 и 1979 гг. они вообще исчезли из списка народов в СССР. Вновь они появились в переписях в 1989 г. и теперь оказалось их всего 21,2 тыс. чел. или 0,3% населения республики. За последние 10 лет произошли сильные изменения в самосознании талышей, изменилась также и общественно-политическая ситуация в республике и в результате в переписи 1999 г. было зафиксировано проживание в стране 76,8 тыс. талышей или 1% населения республики. Правда, думается, что численность талышей в Азербайджане на деле также должна быть больше. По нашим экспертным данным, реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тыс. талышей. В своей массе это жители сельских районов (97,4% талышей). Судя по переписи, 48% талышей живет в Масаллинском районе и 33% - в Ленкоранском. Остальные # в Лерикском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Кроме указанных южных районов Азербайджана, перепись показала наличие части талышей в городах Сумгаит и Баку.
Наконец, следует отметить народы, входящие в тюркскую этническую группу, которая включает в себя в основном азербайджанцев, а также татар и месхетинских турок. Татарская община, составлявшая по переписи 1989 г. 28,6 тыс. чел. (0,4% населения республики), начала формироваться в Азербайджане со второй половины 19 в., но особенно в 20 в. За последние 10 лет численность татар осталась почти неизменной и составляет сегодня 30 тыс. чел. Проживают они главным образом в Баку (28 тыс. чел.) и Сумгаите (800 чел.), а также в других городах. При этом они сохраняют свой родной язык и в то же время свободно владеют азербайджанским и русским языками.
Месхетинские турки или турки Ахыска, родственные по языку и культуре азербайджанцам, были депортированы в 1944 г. указом Сталина со своей исторической родины Грузии в республики Средней Азии. После смерти Сталина в 1956 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и турки получили право на переезд во все республики СССР, кроме Грузии. Тогда-то они впервые появились в Азербайджане, но как азербайджанцы. Позже,
в 70-е гг. они стали прибывать и как этнические турки. К 1989 г. перепись зафиксировала в Азербайджане 17,7 тыс. турок, 96% которых жили в сельских районах. Еще 30-40 тыс. турок жили, будучи записанными как #азербайджанцы#. В том же 1989 г. после погромов в Узбекистане в Азербайджан хлынула вторая волна турок, но уже в качестве беженцев. В настоящее время в общей сложности в республике зафиксировано 48 тыс. беженцев турок из Узбекистана, которые расселились в сельских районах, в основном в Саатлинском и Сабирабадском районах. По данным общества турок #Ватан#, в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тыс. турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как #турки# и #азербайджанцы#, а также беженцы. Перепись 1999 г. внесла ясность в отношении количества граждан страны, зафиксированных как этнические турки: таковых оказалось 43,4 тыс. чел. или 0,5% населения республики. При этом на этот раз стало больше горожан # 11,8%, хотя большинство (88,2%) по-прежнему живет в сельских районах, в основном Саатлинском (33% турок), Сабирабадском (14% турок) и Хачмазском (11% турок). Кроме того они живут в Бейлаганском, Дивичинском, Шамкирском и др. районах страны.Таковы краткие результаты итогов переписи 1999 г. Как видим, имевшиеся сомнения о итогах переписи подтвердились. Данные о не-азербайджанцах вызывают сомнения. Особенно это касается данных о армян, а также лезгин, талышей и курдов. В то же время, абсолютно не нашло своего отражения факт колоссальной трудовой миграции населения и в первую очередь азербайджанцев. Ведь, по некоторым данным, от 2 до 2,5 млн. граждан, в основном азербайджанцев, а также лезгин, талышей и горских евреев фактически отсутствуют в республике и в поисках средств к существованию проживают в других странах, в первую очередь в России. Однако в переписи учитывалось лишь постоянное население, но нет никакой информации о наличном. Все это вынуждает относится к итогам переписи 1999 г. в Азербайджане с известной долей осторожности.
.
12 марта 2001 г. АРИФ ЮНУСОВ
Кандидат исторических наук,
Руководитель Департамента
Конфликтологии и Миграции