Габдрафиков И. II Всемирный курултай завершил свою работу // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Приволжский федеральный округ, N36, 2002

Как уже сообщалось в предыдущем номере бюллетеня Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов по Приволжскому федеральному округу, 14 – 15 июня 2002 г. в Уфе проходил Второй Всемирный курултай башкир. Это грандиозное по своей организации, привлечению людских, финансовых и прочих ресурсов мероприятие стало наиболее заметным событием в общественно-политической жизни республики. В этом сообщении мы продолжим освещение наиболее интересных с точки зрения этнополитического анализа выступлений делегатов и гостей Курултая, а также остановимся на принятых документах и решениях.

Пожалуй, самым эмоциональным и привлекшим наибольшее общественное внимание было выступление на первом пленарном заседании Президента Республики Татарстан М. Шаймиева, официального гостя Всемирного курултая башкир. Большую часть своего доклада он произнес на татарском языке, и только отдельные его фрагменты – на русском. Обращаясь к делегатам Курултая, Президент Татарстана сказал, что этот форум – не рядовой праздник и не рядовое собрание*. Это событие, имеющее огромный смысл. Касаясь взаимоотношений татар и башкир, М. Шаймиев образно сказал, что бог создал эти народы близнецами. И татарский, и башкирский народы росли в одной колыбели, их убаюкивали под одни и те же колыбельные песни. Наши народы достойны друг друга. И история, и религия, и язык у нас единый. Мы во всем равны между собой. Правда, заметил татарстанский президент, дружба наших народов кому-то не очень нравится. И раньше, и сейчас есть люди, которые хотят вбить клин между нами. Однако наши народы настолько сильно взаимосвязаны, что между ними не только клин не вобьешь, но даже границу невозможно прочертить. Возьмем ту же проблему языков. И татарину, и башкиру не нужен переводчик. Нам не надо бояться близости наших языков. Эта близость и единство не есть препятствие для двух самостоятельных народов, а, наоборот, является мостом дружбы. Только помогая друг другу, поднимая друг друга, а ни в коей мере не принижая друг друга, не перекладывая свои проблемы на плечи другого, не решая их за счет соседа – только так башкиры и татары смогут сохранить себя. По мнению М. Шаймиева, в это непростое время и нашим народам, и органам государственной власти обеих республик очень важно быть единомышленниками. Это наш долг перед будущими поколениями наших народов. Новое тысячелетие ставит перед обоими народами новые задачи и вопросы. Мы обязаны грамотно ответить на них, постараться найти общий язык с другими народами, быть достойными подражания, большими нациями. И у башкир, и у татар очень большой потенциал в решении этих задач. История возложила на нас еще одну ответственную миссию: башкирский и татарский народы наших республик в ответе за мир и спокойствие, согласие в Урало-Поволжском регионе. Мы – две нации, определяющие государственность Российской Федерации, ее единство, ее будущую судьбу. В политической и экономической жизни Российской Федерации наши республики занимают достойное, весомое место.

М. Шаймиев отдельно остановился на проблемах, связанных с предстоящей осенью этого года переписью населения. По его словам, это очень важное общественно-политическое мероприятие высветило и некоторые проблемы. В этом месте своего выступления президент Татарстана перешел с татарского языка на русский. Видимо, потому, что его последующие слова были обращены в первую очередь русскоязычным слушателям: "Говоря о надуманных проблемах предстоящей переписи, я имею в виду, прежде всего, взгляды и деятельность отдельных ученых, общественных деятелей Москвы и наших с вами. Как понять директора Института этнологии и антропологии Российской Академии наук господина В. Тишкова, который предлагает новый алфавитный перечень народов России, который предусматривает искусственное расчленение целых народов. Хотя и перепись 1989 г., и промежуточная перепись в 1994 г. проходили по их же методике. Если уж такой институт политизируется, то через несколько столетий им придется, пожалуй, заняться антропологией группы ученых перестроечных лет".

Далее М. Шаймиев продолжил свое выступление на татарском языке. И ваши, и наши, башкирские и татарские ученые, любят повторять, что мы, мол, были великой нацией – сказал он. – Возможно, так оно и было. Но ведь историю недопустимо превращать в сказку. Нельзя идти вперед, глядя назад. Действительно, наверное, у нас есть и мишари, и тептяри, и кряшены. Но все они – уже достояние истории. Если мы с народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом говорим, что и он, и я с исторической точки зрения считаем себя тептярями, мы нисколько не стесняемся этого. Это судьба наших прадедов. Но сегодня в России и в мире мы известны как многочисленная, единая, уважаемая татарская и башкирская нации. Говорят, не имя красит человека, а человек красит свое имя. Также и нацию, народ красит не его имя, а сам народ украшает свое имя. Я не уговариваю вас записаться татарином или башкиром. Вы бы меня тогда просто не поняли. Это личное дело каждого, идущее от корней и кровей предков – зов крови. Пусть каждый остается самим собой. Вмешаться в эти вопросы – значит нарушать права человека. Переписи проводятся каждые десять лет, а нация – вечна. Это святая память наших бабушек и дедушек, исторические корни наших предков. Мы хорошо знаем, какие усилия предпринимают органы государственной власти, правительство Башкортостана по оказанию помощи тем башкирам, которые оказались далеко за пределами Башкортостана, и всецело приветствуем эти меры. В свою очередь, и мы в Татарстане не можем оставаться равнодушными к судьбе наших соплеменников за пределами республики. Совсем недавно мы приняли новую редакцию Конституции Республики Татарстан. Туда мы внесли очень важное новое дополнение. Это право на самоопределение Татарстана и татарского народа. Это новшество повлияет и на развитие образования, науки, культуры. Проблемы проживающих за рубежом татар также нашли отражение в нашей обновленной Консти-туции. В самом деле, если мы называемся татарской нацией, значит мы должны думать об объединении татар всего мира, должны опираться на татарский народ. Это относится и к нашим соплеменникам, проживающим в Башкортостане.

В условиях сегодняшней глобализации нам прежде всего нужно сохранить свою республику, свою Конституцию, свою государственность. Будет государственность – будет и народ, сохранится язык, будет язык – сохранится и будет развиваться литература, культура, история, традиции. Кроме нас самих, никто не поможет нам решить эти проблемы. У нас с Муртазой Губайдулловичем Рахимовым еще много совместных дел впереди. И тем не менее, мне вспомнился один момент в нашей недавней истории. В начале перестройки некоторые горячие головы начали муссировать вопрос об изменении границ Татарстана и Башкортостана, развернули кампанию под названием "Река Ик – Берлинская стена". Мне тогда позвонил Муртаза Губайдуллович. – Что будем делать, Минтимер? – спросил он. Я сказал: – Давай, Муртаза Губайдуллович, встретимся, поговорим, подумаем, как нам дальше жить вместе. Другого выхода нет. Так родилось Соглашение между двумя нашими республиками о дружбе и взаимном сотрудничестве. Оно работает. Есть все условия и возможности, чтобы оно работало еще лучше. И мы принимаем для этого все меры. Давайте же и дальше жить вместе, дружить, помогать друг другу, оправдывать надежды друг друга. – Такими словами заключил свое выступление Президент Татарстана М. Шаймиев.

Из множества секционных докладов (напомним, что всего на Курултае была организована работа 12 секций) наибольшее внимание привлек доклад председателя Исполкома Всемирного курултая башкир, профессора Н. Мажитова "Итоги и уроки переписи населения 1989 г." на секции "Демография башкирского народа: прошлое и настоящее". Свой доклад Н. Мажитов начал словами о том, что в плане демографии башкирского народа весь прошедший ХХ в. можно оценить как трагический век. Важнейшей причиной негативных для башкир демографических процессов в крае было расчленение Башкирии в 1920-е гг. в период образования двух республик путем передачи Татарстану части Мензелинского и Бугульминского уездов с более чем 200-тысячным башкирским населением. Включение западной части Башкортостана сопровождалось массовой ассимиляцией проживающих там башкир.

Касаясь проблем сокращения численности башкир в республике между переписями населения 1979 и 1989 гг. с 936 тыс. человек до 864 тыс., Н. Мажитов осветил исторические корни этого явления. Однако главная причина сокращения численности башкир в собственной республике, по мнению профессора, кроется в политике экстремистского руководства республики 1986–1989 гг. Близость культуры и языка татар, башкир, мишарей и тептярей становится важным фактором в этнополитической истории Башкортостана ХХ века. Радикально настроенные лидеры татарского народа постоянно стремились использовать его как повод для создания в республике обстановки нестабильности. Ярким примером к сказанному служит политика Башкирского Обкома КПСС того времени, которую можно рассматривать как самую масштабную политическую провокацию по отношению к башкирскому народу за весь период XVIII – XX вв. Райкомы КПСС, исполкомы районных и местных Советов западных и северо-западных районов и их сотрудники вместе с ультрарадикальными активистами ТОЦ и представителями группы татарских общественных националистических организаций приехавшими из Татарстана, при попустительстве и полной поддержке руководителей республики, взяли под свой полный контроль подготовку и проведение переписи населения 1989 г. в западных районах Башкортостана. Они свободно проводили шумные митинги, встречи, ходили по дворам, используя лозунги: "В северных и северо-западных районах нет башкир", "Присоединим северо-западные районы Башкортостана к Татарстану" и т. п. Вся эта кампания имела поддержку местных органов власти, повсюду создавалась обстановка запугивания, массового увольнения с работы людей, неугодных местным руководителям и экстремистам. В заключение своего выступления Н. Мажитов отметил, что руководство республики, Курултай и общественность должны сделать все, чтобы исправить те искажения, которые были допущены в ходе переписи населения 1989 г.

На этой же секции с докладом "Миграционные процессы среди башкир и связанные с ними проблемы" выступил руководитель Территориального органа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Республике Башкортостан Б. Хисматуллин. Как отметил докладчик, миграционные процессы сегодня имеют значительное влияние на численность башкирского населения республики. Для сохранения численности и развития коренного населения республики, активизации процесса переселения башкир на свою историческую родину необходимо принять программу государственной поддержки переселенцев, имеющих башкирские исторические корни, как это сделано в Казахстане и ряде других республик. Он предложил также обратиться к башкирскому населению государств СНГ с призывом о возвращении на историческую родину.

Работа всех 12 секций завершилась принятием итоговых резолюций, где содержатся общие характеристики состояния дел в той или иной области жизнедеятельности башкирского народа, предлагаются конкретные рекомендации властным органам. Например, в итоговой резолюции секции "История народа и ее роль в формировании национального самосознания башкир" ее участники записали: "В целях активизации научных исследований по истории башкирского народа и распространения исторических знаний среди населения рекомендовать создание в составе Академии наук Республики Башкортостан самостоятельного Института истории и этнологии Башкортостана; обратиться к Президенту и Премьер-министру Республики Башкортостан, администрации г. Уфы с предложением об установлении в столице республики памятников А.-З. Валиди и Ш. Бабичу, а также назвать их именами центральные улицы г. Уфы и переименовать проспект Октября в проспект Салавата Юлаева; ускорить издание полного собрания башкирских генеалогий; наладить издание научно-популярных книг и брошюр по отдельным районам Республики Башкортостан, в особенности по истории западных и северо-западных башкир; историкам высших учебных заведений шире практиковать организацию выездных научно-практических конференций в городах и районах Республики Башкортостан. Министерству образования Республики Башкортостан принять дополнительные меры для улучшения преподавания истории и культуры республики в вузах и средних общеобразовательных школах республики. Продолжить практику подготовки историков, владеющих башкирским языком, на историческом факультете БашГУ, распространить ее на факультеты других вузов республики; ускорить издание научных трудов выдающихся ученых-эмигрантов из башкир. Подготовить публикации о выдающихся исторических личностях Башкортостана".

Во второй день работы форума, 15 июня, на заключительном пленарном заседании был избран новый состав Исполкома Всемирного курултая башкир в составе 45 человек. Тут же прошло первое организационное заседание Исполкома, где состоялись выборы нового председателя Исполкома. На пресс-конференции, прошедшей сразу же после завершения работы Курултая, в которой приняли участие вновь избранный председатель Исполкома профессор А. Сулейманов и занимавший ранее в течение семи лет эту должность Н. Мажитов. Последний рассказал, как проходило организационное заседание нового состава Исполкома ВКБ. Для избрания нового председателя Исполкома было предложено две кандидатуры: декан исторического факультета Башгосуниверситета доктор исторических наук проф. М. Кульшарипов и заведующий отделом фольклора и искусства Института истории, языка и литературы УНЦ РАН доктор филологических наук профессор А. Сулейманов. Были бурные обсуждения, выбор оказался трудным. М. Кульшарипов – известный в республике историк, один из радикальных идеологов и зачинателей башкирского национального движения в конце 1980-х гг.; А. Сулейманов – известный ученый-фольклорист, языковед, ранее публичной политической деятельностью не занимался. После того как М. Кульшарипов взял самоотвод, сославшись на загруженность на основной работе, А. Сулейманов был избран новым председателем Исполкома ВКБ единогласно. "Мне трудно назвать приоритеты среди множества задач, стоящих перед Исполкомом Всемирного курултая башкир, – сказал на пресс-конференции новый председатель Исполкома А. Сулейманов. – Это, конечно, задача сохранения языка, культуры, традиций и обычаев башкирского народа. Но это станет возможно реализовать при политической и экономической стабильности в республике. Меня беспокоит положение в сельской местности, где сохраняется демографический дисбаланс, растет алкоголизм и наркомания. Люди живут в бедности и ничего не хотят делать для улучшения своего материального положения. Для выхода из этой ситуации необходимо менять сознание, приобщая сельчан к активной общественной жизни. Этим задачам и будет всемерно способствовать Исполком Курултая".

Принятием Резолюции Второго всемирного курултая башкир, а также обращений "К народам Республики Башкортостан", "К башкирскому народу", "К Президенту России В. В. Путину" форум завершил свою работу. В Обращении к Президенту РФ, в частности, содержится озабоченность тем, что "Под давлением некоторых властных структур, в особенности судебных органов Федерального центра, происходит пересмотр базовых положений не только конституций национальных республик, но и Федерации, осуществляется постепенный переход предметов совместного ведения в руки федеральных органов. Как и в советское время, выхолащиваются суть и смысл национальной государственности в составе России. Народы Башкортостана с тревогой следят за процессами постепенной унитаризации государственного устройства. У нас возрастает чувство огорчения в связи с тем, что в многонациональном российском государстве фактически ликвидировано Министерство по делам национальностей, не работают федеральные законы, направленные на удовлетворение культурно-духовных запросов народов России".

*Перевод с татарского языка автора сообщения.