Абдрахманов Р. Перспективы унификации законодательства РФ //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N37, 2001

27 июня 2000 г. Конституционный суд РФ вынес решение о том, что "отдельные положения" Конституций ряда республик (среди них и Татарстана) не соответствуют Основному Закону страны. 16 мая 2001 г. "Российская газета" опубликовала еще одно Определение КС РФ - ответ на запрос Полномочного представителя Приволжского округа С. Кириенко относительно юридических последствий прошлогоднего определения КС. Документ принят 19 апреля 2001 г. Госсовету РТ напомнили, что Президент РФ В. Путин может его распустить, а его руководителя (если будет сопротивляться изменению Конституции РТ в соответствии с определением КС РФ) ждет 315-я статья УК РФ (до двух лет лишения свободы). После этого Верховный суд РФ вернул на рассмотрение Верховного суда РТ требование заместителя Генерального прокурора по Приволжскому федеральному округу А. Звягинцева о признании противоречащими федеральному законодательству 42 статей Конституции республики. Ранее Звягинцев обращался в ВС Татарстана с аналогичным требованием, однако этот судебный орган отказался рассматривать прокурорское заявление, мотивируя отказ неподсудностью рассмотрения подобных вопросов данному суду. ВС РФ, куда Звягинцев обратился с частным протестом, признал доводы высшего судебного органа Татарстана несостоятельными и вернул дело на рассмотрение в Верховный суд РТ.

Газета "Казанское время" (24.05.01) так прокомментировала определение КС: оно содержит исчерпывающие ответы на три вопроса, которые задал С. Кириенко:

· "надо ли дополнительно судиться с Шаймиевым и Мухаметшиным;

· можно ли их привлечь к ответственности;

· с какого момента наступает их обязанность (и ответственность) подчиниться суду?".

Конституционный суд РФ определил, по мнению газеты, что "крест на суверенитете республик поставлен еще год назад". А, следовательно, "неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъектов РФ решения Конституционного суда дает, в частности, основания для применения мер уголовной ответственности, а также для вынесения президентом РФ предупреждения соответствующему органу власти (должностному лицу) и последующего досрочного прекращения их полномочий".

В этом же номере известный в республике журналист Лев Овруцкий, настойчиво добивающийся в судах РТ и РФ роспуска Госсовета Татарстана, пишет: "Сделав последнее предупреждение казанскому Кремлю, КС добавил: определение обязательно не только для Шаймиева и Мухаметшина, но и для всех судов, госорганов, предприятий и даже граждан". Обращения С. Кириенко с просьбой разъяснить, какие санкции можно применить к нарушителям российских законов, полагает журналист, нужно расценивать как в высшей мере деликатное напоминание политическим элитам некоторых республик (в том числе и Татарстана) о том, что Россия пытается стать правовым государством и что играть следует по правилам. Далее Л. Овруцкий перечисляет наиболее важные вопросы, на которые желательно как можно скорее получить ответ. "Если в Конституции России записано, что Татарстан - один из субъектов федерации, а в Конституции Татарстана - что республика есть суверенное государство, ассоциированное с Россией на основе Договора, то нужно, в конце концов, определиться: субъект мы или не субъект? Если Россия провозгласила супрематию (превосходство) своих законов, а Татарстан - своих, то это принципиальное расхождение разрывает ткань, из которой соткано единое государство. Будь оно хоть трижды федеративным".

Кандидат на роль "могильщика" парламента Татарстана, как окрестили журналиста его коллеги в СМИ, конечно, напомнил и о тех вопросах, которые не дают покоя республиканской оппозиции: "Будет ли отменена архаичная избирательная система? Восторжествует ли принцип разделения власти? Появится ли подлинное самоуправление? Станем ли мы избирать глав администраций или их по-прежнему будут назначать?". Напомню, что ранее Верховный суд России полностью удовлетворил жалобу Л. Овруцкого на Постановление Центризбиркома Татарстана, в сентябре 1999 г. "нарезавшего" республику на избирательные округа двух типов: обычные территориальные и административно-территориальные, число избирателей в которых могло быть в десятки раз выше или ниже нормы (главы местных администраций в республике не избираются, а назначаются указом президента - и лишь потом подтверждают (как правило) или не подтверждают свою популярность у населения, избираясь в парламент по административно-территориальному округу). Постановление было признано не соответствующим действующему законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий. К таковым, по мнению оппозиции и ряда журналистов, относится и вручение депутатских мандатов большинству нынешних парламентариев - а значит, и само существование Госсовета РТ в нынешнем виде.

Между тем, 28 мая совет движения РТ "Равноправие и законность" (РиЗ) в открытом письме в очередной раз напомнил о признании Верховным судом РФ не подлежащей применению нормы республиканского избирательного законодательства, позволяющей главам быть по совместительству депутатами - неделю назад минуло 4 месяца с вынесения этого определения ВС РФ. По истечении полугода президент Шаймиев имеет полное право сам распустить Госсовет РТ, а если он этого не сделает, обращают внимание ризовцы, то еще через полгода он может быть распущен президентом Путиным. Но если Госсовет распустить сейчас, то некому будет приводить законодательство РТ в соответствие с федеральным. Поэтому Шаймиеву предлагается уволить районных глав - с тем, чтобы они полностью посвятили себя депутатской деятельности. Но эта деятельность, по замыслу "РиЗа", должна быть недолгой: как только Госсовет РТ примет новые республиканские избирательные законы, так и самораспустится - как избранный с нарушениями законодательства ... ("Вечерняя Казань". 2001. 30 мая.).

Напротив, активный участник переговорного процесса последнего времени между федеральной и татарстанской властью член президиума Госсовета РТ Марат Галеев полагает, что определение КС РФ входит в противоречие с главой I Конституции РФ, где речь идет об основах конституционного строя РФ, и в особенности со ст. 5, в которой записано, что республики в составе РФ - это государства, и что федеративное устройство РФ основано не только на ее государственной целостности, но и на самоопределении народов РФ. Это определение признает незаконными Декларацию о государственном суверенитете Татарстана, референдум 1992 г., Конституцию РТ - по сути, все действия Татарстана с 30 августа 1990 г. объявлены нелегитимными. Но ведь основой для Декларации о суверенитете самой России считаются те же документы международного права, что использовал тогда Татарстан, - в частности, право народов на самоопределение. Тогда и легитимность государственности России можно поставить под вопрос. Здесь нельзя использовать двойные стандарты.

Опираясь на право народов на самоопределение и на принцип сохранения территориальной целостности, - указывает М. Галеев, мы провели референдум; и он помог разрешить очень сложные противоречия между двумя этими положениями. Именно поэтому и возник такой специфический статус РТ. Такие прецеденты в мировой практике есть. Этот статус был закреплен в договоре между Казанью и Москвой. И сама договорная практика также абсолютно легитимна, поскольку соответствует ст. 11 Конституции РФ, где сказано, что "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". Тем более что статус, полученный в 1994 г., доказал свою жизнеспособность: на фоне других субъектов у Татарстана впечатляющая динамика развития, по экономическим показателям мы находимся в четверке лучших в России. И мне казалось, - продолжает депутат парламента, - что это должны были по достоинству оценить. Но вся кампания по приведению в соответствие выглядит как слом сложившихся правовым путем реалий. Те силы, которые трактуют реформы Путина как возврат к унитаризму, не понимают, что в федеративном государстве не может быть одинакового законодательства во всех регионах. И когда говорят, что была угроза развала государства, - это в лучшем случае заблуждение: на самом деле разрушались унитарные отношения, происходило становление федеративных отношений. Сегодня мы столкнулись с разрушительной силой, которая хочет торпедировать все то, что было достигнуто с таким трудом. Происходит демонтаж федерализма, что противоречит демократии в России. И очень жаль, что рассмотрение концепции разграничения полномочий, представленной президентом Шаймиевым, отложено на неопределенный срок. Тем не менее, обнадеживает послание Путина Федеральному собранию, где он сказал, что федеральные органы зачастую вмешиваются в полномочия субъектов.

16 мая состоялось заседание Совета Федерации РФ, на котором Президент Татарстана сложил с себя полномочия члена верхней палаты Федерального Собрания. Обращаясь к сенаторам, он заявил, что создание в свое время СФ стало для государства огромным положительным фактором. По мнению лидера Татарстана, задача СФ состояла в выработке принципов федерализма и практической реализации положений Конституции РФ. К сожалению, нам не удалось создать такой орган, - подчеркнул М. Шаймиев. "Мы должны были выработать эти принципиальные позиции построения новой Федерации и, не отклоняясь от них, организовать работу Совета Федерации. Мы же в 99% случаев занимались лишь одобрением или неодобрением законов, принятых Государственной Думой России. По сути дела, мы постепенно растеряли те возможности, которые имели. Это наша общая недоработка. Так, видимо, сложились объективные и субъективные обстоятельства, что нам не удалось обрести лицо - лицо верхней палаты Федерального Собрания РФ именно как весомого государственного органа федеративного государства. Госдума во многом страдала из-за присутствия характера, Совет Федерации пострадал именно из-за отсутствия, а точнее, из-за недостатка характера", - сказал он. Завершая свое выступление, Президент Татарстана обозначил приоритетные направления деятельности Совета Федерации: "Мы, руководители законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, уходим, вместо нас приходят наши представители. Возможно, нам было сложнее работать, потому что каждого из нас тяготила забота о субъектах Федерации. Этот подход превалировал при решении стратегических государственных задач. Новым членам СФ надо помнить, что верхняя палата парламента может быть только у федеративного государства. Не будет федеративного государства - не будет и Совета Федерации. Отсюда и главная задача верхней палаты - создание условий для построения федеративного государства. Только работая в этом направлении, СФ может обрести свое лицо". После того как М. Шаймиев сложил с себя сенаторские полномочия, Совет Федерации утвердил нового члена: исполнительную власть Татарстана в СФ будет представлять бывший зам. министра сельского хозяйства РФ и бывший мэр г. Набережные Челны Рафгат Алтынбаев. В своих последующих интервью и встречах М. Шаймиев неоднократно возвращался к теме реформы Совета федерации. В частности, он отметил, что "при существующем законе о новом порядке формирования Совета Федерации говорить о его выборности без изменения этого закона нельзя". "В соответствии с законом о реформе верхней палаты в нее сегодня может быть делегирован любой человек из любого региона, и в данном случае нарушается принцип представительства от субъектов в Совете Федерации", - считает М. Шаймиев. Он не исключил другого варианта, когда основные функции Совета Федерации будут переданы Госсовету; но для этого необходимо внесение изменений в Конституцию РФ.

30 мая 2001 г. состоялась встреча М. Шаймиева с журналистами, посвященная итогам его последней поездки в Москву, в ходе которой он имел продолжительную встречу с В. Путиным и принял участие в заседаниях Госсовета РФ, а также провел переговоры с рядом высокопоставленных российских чиновников (в частности, с министром юстиции Юрием Чайкой). Татарстанский лидер ответил на вопросы, связанные с общеполитическими проблемами Татарстана ("Время и деньги". 2001. 31 мая.). Все противоречия между Казанью и Москвой власти республики, как и прежде, намерены снимать исключительно на базе договоренностей. Соответственно, то обстоятельство, что "сегодня Татарстан - это единственный регион, который не дотронулся до своей конституции", по мнению Шаймиева, не является поводом для беспокойства. М. Шаймиев сообщил, что обсудил с В. Путиным подготовку концепции разграничения предметов ведения, над которой глава республики в качестве руководителя рабочей группы Госсовета РФ трудится с конца прошлого года. По словам татарстанского лидера, президент "понимает, что без разрешения этой проблемы говорить о разделении ответственности за происходящее в стране не приходится. У нас совершенно идентичное понимание в том, что разграничение должно быть на основе принятия необходимого количества законов и - при необходимости - изменения существующих". Самым болезненным вопросом при этом остается существование договоров, заключенных федеральным центром с большинством субъектов РФ. По мнению Шаймиева, право договоров на жизнь предусмотрено российской Конституцией, соответственно, посвященный им раздел включен и в проект концепции. Другое дело, - сказал глава Татарстана, - что для многих субъектов РФ по мере принятия законов, посвященных разграничению полномочий, само содержание договоров будет размываться. А может быть, вообще не останется вопросов для договорного регулирования - все будет отрегулировано на основе законодательства - и договора отомрут за ненадобностью. За единственным исключением, которое составляет самый первый договор о разграничении полномочий, подписанный Россией и Татарстаном в феврале 1994 г. Аргументация М. Шаймиева проста: в свое время Татарстан и Чечня не подписали Федеративный договор. И если мы признаем факт его подписания остальными регионами Российской Федерации, то где же тогда договор с Татарстаном? "Таким образом, правовая основа для отстаивания нашей позиции есть. И если кому-то не нравится сам факт существования договоров, то эти претензии должны быть обращены к Конституции РФ", - подытожил Шаймиев. В любом случае, - подчеркнул он, - надо начинать не с ликвидации договоров, а с принятия замещающих их законов.

Говоря о судьбе республиканского парламента, Президент Татарстана отметил: "Я считаю, что Госсовет нормально отработает свой срок, несмотря на судебные решения, которые я считаю промежуточными - в том числе и Верховного суда РФ". Депутаты и избиратели не виноваты, если выборы проходили по законам, имевшим силу на то время; поэтому рассуждения о нелегитимности депутатов не укладываются в рамки права. В дальнейшем, "с повышением уровня самоуправления в районах и городах", Татарстан изменит избирательную систему, - выразил уверенность М. Шаймиев. И добавил: "Если бы вся страна проходила переходной период в части самоуправления, как мы, - порядка было бы больше, реформы шли бы легче".

При подготовке материала использованы сообщения республиканских СМИ за май 2001 года.