Габдрафиков И. Первые "плоды" закона о языках //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N25, 1999

Как известно, в феврале 1999 г. в Республике Башкортостан был принят закон о языках. Уже в ходе обсуждения в высшем законодательном органе республики, несмотря на то, что властями оно не афишировалось, законопроект вызвал неоднозначную реакцию общественности. Наиболее активно прореагировали на него национальные движения трех основных этнических групп Башкирии (башкир, русских и татар), позиции которых явно разошлись. Причем общественные организации русского и татарского национальных движений выступили со сходными требованиями-с позиции ущемленности своих языковых прав.

Тогда предметом спора стали два положения проекта закона о языках:

1. Государственными языками объявлялись башкирский и русский. Татарский язык, родной язык 1/3 населения республики (в т.ч. 20% башкир), не был признан государственным. Это положение, естественно, вызвало недовольство организаций, представляющих интересы татар РБ.

2. Законопроект требовал сдачи квалификационных экзаменов на владение башкирским языком для кандидатов на должность президента РБ. Данное положение проекта закона вызвало отрицательную реакцию у русского национального движения.

Общественные организации, относящиеся к башкирскому национальному движению, наоборот, выступили против требований русских и татарских организаций и ратовали за скорейшее принятие закона в предложенной редакции (более подробно об этом см. Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, №23, январь-февраль 1999 г.).

Несмотря на заметное осложнение этнополитической ситуации, вызванное появлением в Государственном Собрании РБ проекта закона о языках, 15 февраля с.г. он был подписан президентом РБ. Требования о введении третьего государственного языка и ликвидации статьи о языковом цензе для кандидатов в президенты РБ так и не были учтены в ходе принятия закона.

После законодательного определения статуса языков в Башкирии национальные движения не успокоились. Наоборот, как мы и прогнозировали, закон в нынешней его редакции сам становится фактором дальнейшего ухудшения этнополитической обстановки. Именно об этом свидетельствуют действия национальных организаций в последнее время.

1 марта 1999 г. состоялось заседание Координационного Совета общественных организаций татар Башкортостана, в работе которого участвовали представители ТОЦ РБ, Милли-Меджлиса-Общественного парламента татар РБ, Союза татарской молодежи "Азатлык", Татарского дворянского общества, Исполкома съезда татар Башкортостана и др. Заседание приняло заявление, где констатировало, что "...Координационный Совет в качестве важнейшей задачи всей татарской общественности ставит подготовку к референдуму по вопросу о правовом положении татароязычного населения РБ. Вопрос о статусе татарского языка в Башкортостане может быть справедливо решен именно путем всенародного опроса".

22 мая 1999 г. состоялся пленум Татарского общественного центра РБ, на котором было принято решение о созыве в августе этого года съезда татар Республики Башкортостан. В рамках съезда намечено проведение научно-практической конференции по проблемам татар Башкирии, а также учредительного собрания национально-культурной автономии татар РБ. Учредительному собранию республиканской национально-культурной автономии будут предшествовать съезды татар Белебеевского и Бирского регионов (эти регионы занимают территорию к западу от Уфы). Они специально выделены Татарским общественным центром по названию одноименных уездов в бывшей Уфимской губернии. Дело в том, что согласно декрету ВЦИК РСФСР от 27 мая 1920 г. территориальная принадлежность этих уездов должна была определиться референдумом. Однако плебисцит по этому вопросу в свое время так и не был проведен. В 1922 г. Белебеевский и Бирский уезды вместе со всей Уфимской губернией вошли в состав Башкирской автономной республики. Таким способом ТОЦ РБ пытается реанимировать в сознании общественности идею проведения всенародного голосования.

"Создание национально-культурной автономии татар РБ,-подчеркивается в принятой на пленуме резолюции,-это последняя соломинка, за которую хватается татарская общественность в целях защиты своего языка и культуры. Но почему-то руководство республики противодействует этому". В резолюции также отмечается, что в случае дальнейшего противодействия со стороны республиканских властей созданию национально-культурной автономии татар ТОЦ РБ поставит вопрос о проведении референдума по территориальной принадлежности западной Башкирии.

На пленуме также было принято решение о проведении после окончания съезда коллективного шествия дружбы народов под лозунгом "Мы едины от Урала до Волги", которое 22 августа возьмет старт в г. Уфе и завершится 30 августа в г. Казани.

Башкирские общественные организации, в свою очередь, также провели ряд акций, направленных на усиление общественной роли башкирского языка. В частности, Башкирский народный центр "Урал" в апреле 1999 г. провел свое расширенное заседание, где принял резолюцию с требованием к депутатам Государственного Собрания РБ внести поправки в Конституцию РБ, учитывающие принятый закон "О языках народов Республики Башкортостан". На заседании также было решено развернуть широкомасштабную работу по подготовке к Всероссийской переписи населения в 2001 г. Здесь, прежде всего, имеется ввиду проведение мероприятий, направленных на укрепление этнического самосознания башкирского населения в западных районах Башкирии с целью предотвращения их ассимиляции в татарской среде.

В феврале-мае 1999 г. под эгидой Министерства народного образования РБ и Исполкома Всемирного Курултая башкир в северо-западной Башкирии прошли две научно-практические конференции, посвященные истории, культуре северо-западных башкир, преподаванию башкирского языка в школах региона. В апреле мае также были проведены курултаи башкир в некоторых районах Северо-Запада Башкирии. В решениях, принятых на этих мероприятиях, констатировалась необходимость скорейшего внедрения преподавания башкирского языка в школах региона.

В республиканских СМИ появились публикации, в которых содержатся такие требования, как, например, необходимость назначения надбавок к заработной плате государственным чиновникам, владеющим башкирским языком. На днях в башкироязычной газете "Башкортостан", официальном органе Государственного Собрания РБ, была опубликована так называемая Программа по реализации "Концепции возрождения башкирского национального образования". Эта Программа, судя по публикации, подготовлена коллективом специалистов из Министерства народного образования РБ, Башкирского института повышения квалификации работников образования, Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического института и ряда других учреждений. Этот документ был одобрен на заседании коллегии Министерства народного образования РБ, то есть приобрел вполне официально-государственный статус. В этой Программе содержатся такие положения, как:

· всемерное внедрение башкирского языка в качестве языка общественно-политической, экономической и культурной жизни РБ;

· создание специального государственного фонда для возрождения башкирского национального образования;

· организация на государственном уровне обучения на родном языке башкирских детей, проживающих за пределами республики, выделение для них квот при поступлении в высшие и средние учебные заведения;

· создание республиканского методического центра для обучения лиц, не владеющих башкирским языком и многое другое.

* * *

Таким образом, в Башкирии налицо нарастание конфликта между татарским и башкирским национальными движениями по вопросу статуса их языков. В этих условиях большим благом для сохранения общественно-политического спокойствия в республике является то, что большинство населения ни в какой форме не участвует в национальных движениях и даже не знает о существовании "своих" организаций.

Однако факт слабой вовлеченности населения в этнополитические процессы еще никому, в т.ч. и государству, не дает права на осуществление жесткой (если не агрессивной) языковой политики в сложном по этноязыковому составу регионе, каким является Республика Башкортостан. Само по себе изучение и знание языков, будь это башкирский, татарский, русский, английский или другой язык, для всякого образованного человека, несомненно, полезно. Но любая попытка (в т.ч. и юридическая) навязывания языка в сфере общественной жизни, без учета мнения населения, как правило, не дает желаемых результатов. Тем более попытки агрессивного внедрения какого-либо языка могут лишь привести к этническим конфликтам.