Габдрафиков И. Принят закон "О языках народов Республики Башкортостан" //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N23, 1999

5 февраля 1999 г. Государственное Собрание РБ приняло закон "О языках народов Республики Башкортостан". Проект закона был внесен в парламент республики в порядке законодательной инициативы президентом РБ М. Рахимовым.

Уже с момента своего появления и первого обсуждения (в декабре 1998 г.) в Законодательной Палате Госсобрания РБ данный законопроект, несмотря на замалчивание официальными СМИ республики этой темы, мгновенно вызвал реакцию республиканской общественности и, в первую очередь, национальных движений, позиции которых резко поляризовались. Особенно негативно отнеслись к проекту закона общественные организации татарского национального движения (ТОЦ РБ, Милли Меджлис татар РБ, Союз татарской молодежи "Азатлык" и др.; даже созданный по инициативе республиканских властей Исполком съезда татар РБ выступил с обращением, в котором выразил свое негативное отношение к нему), а также русское общественное объединение "Русь". Напротив, организации башкирского национального движения приветствовали включение в повестку Госсобрания РБ обсуждения проекта закона "О языках..." и потребовали скорейшего его принятия. Наибольшее недовольство татарских общественно-политических организаций вызывает 3 статья закона, в которой государственными объявляются башкирский и русский языки. Эти организации в своих многочисленных заявлениях, обращениях, требуют предоставления статуса государственного, наряду с башкирским и русским, и татарскому языку. "Игнорирование языковых прав одной трети населения республики приведет к дестабилизации межнациональных отношений",-подчеркивается в заявлении Исполкома съезда татар Башкортостана, принятом 22 декабря 1998 г. Здесь же необходимо отметить, что татарские национальные организации Башкирии нашли поддержку в лице руководства Татарстана, которое открыто выступило в защиту языковых прав своих соплеменников в соседней республике. В январе этого года, во время обсуждения в парламенте Башкирии проекта закона о языках, Государственный Совет Татарстана принял обращение к депутатам Государственного Собрания-Курултая РБ, в котором выражена надежда, что в законе "О языках..." будет определен государственный статус языка татарского населения, составляющего значительную часть многонационального народа республики.

У русскоязычной общественности Башкирии вызывает неудовольствие прежде всего 14 статья, в которой вводится требование сдачи квалификационных экзаменов на владение башкирским языком для кандидатов на должность президента РБ. "Попытка одностороннего решения языковой проблемы в Республике Башкортостан в угоду нынешнему президенту М. Рахимову, пытающемуся сузить пассивное избирательное право, лишив возможности быть избранными на должность президента Башкирии 85% населения, недопустима",-отмечается в коллективном обращении к президенту и премьер-министру РФ группы общественных деятелей РБ, которое было напечатано на страницах газеты "Отечество", органа общественного объединения "Русь".

Обстоятельством, дополнительно осложняющим этноязыковую ситуацию, является и то, что свыше 20% башкир РБ считают родным языком татарский и в отношении к статусу языков солидарны с татарами.

В чем же причина того, что руководящая элита республики и башкирское национальное движение выступают против предоставления статуса государственного в РБ татарскому языку? Свою позицию они обосновывают тем, что государственный статус татарского языка уже определен в Республике Татарстан. Этот язык, как и языки чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и других народов, не может иметь статус государственного языка одновременно в двух субъектах Российской Федерации. На наш взгляд, есть более глубокие причины, которые побуждают власти РБ и башкирские общественные организации занимать такую позицию.

Первая из них-это то, что государственный статус языка дает право претендовать на выделение госбюджетных средств на развитие СМИ, книгоиздание, образование на этом языке, иметь собственный союз писателей и т.д. Естественно, предоставление статуса государственного татарскому языку прежде всего означало бы сокращение государственных финансовых ресурсов, выделяемых для развития башкирского языка в РБ.

Немаловажным мотивом является и крайне сложная этнодемографическая структура населения Башкирии: 40% составляют этнические русские, 30%-татары и только 20%-башкиры. В западной Башкирии (территория к западу от Уфы) татары составляют демографическое большинство населения, а башкиры здесь татароязычны. Предоставление государственного статуса, безусловно, способствовало бы усилению роли татарского языка в РБ и ускорило бы процесс формирования у татароязычных башкир татарской этнической идентичности, что в дальнейшем привело бы к еще большему разрыву в численном соотношении между башкирами и татарами. Значительное увеличение доли татарского населения в РБ и его демографическое превосходство в западной части республики усилило в среде татарского национального движения сепаратистские настроения.

Необходимо отметить, что это уже не первая попытка за сравнительно небольшой период суверенного развития Башкирии законодательно определить статус языков республики. Еще в 1991 г. Верховный Совет РБ предпринял попытку принять Декларацию о государственном суверенитете РБ, в которой государственным языком провозглашался башкирский, а русский-языком межнационального общения. Однако этот вариант не прошел, т.к. вызвал резкий протест татароязычной общественности РБ. Поэтому в принятой тогда Декларации вообще отсутствовало положение о языках в РБ. Позже, в 1992 г., Верховный Совет РБ попытался принять закон о языках (в нем статус государственного закреплялся за башкирским и русским языками), но это не было сделано из опасения открытого противостояния башкирского и татарского национальных движений. По этой же причине статус языков не был определен в Конституции РБ, принятой в декабре 1993 г.

Почему же, несмотря на наличие такого негативного опыта и угрозу ухудшения отношений с братским Татарстаном, президент республики снова внес в Госсобрание РБ однажды уже отвергнутый вариант проекта закона? На наш взгляд, для такой инициативы у президента РБ могли быть несколько причин.

1. С принятием закона о языках подводится правовая база под статью 92 Конституции РБ, законов "О Президенте РБ" и "О выборах Президента РБ", которые требуют от кандидатов на пост президента республики знание башкирского и русского языков. Именно отсутствие закона о языках было одним из главных оснований для решения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 г. о неправомерности положений по языковому цензу в вышеупомянутых правовых документах РБ. Установив языковой ценз, руководящей политической элите Башкирии, все больше приобретающей в последние годы моноэтничное лицо, удастся значительно сузить круг претендентов на пост президента республики.

2. Видимо, настоятельное требование М. Рахимова к депутатам Госсобрания РБ о скорейшем принятии ими закона "О языках народов РБ" связано еще и с его желанием проверить депутатов на лояльность президенту в канун выборов в высший законодательный орган республики (срок полномочий депутатов завершается в марте 1999 г.). Таким способом можно будет "вычислить" особо оппозиционных президенту депутатов и не допустить их в новый состав Государственного Собрания РБ. Кроме того, принятие этого закона старым составом Госсобрания РБ как бы снимает ответственность за его возможные последствия с депутатов нового созыва.

3. Не лишено основания и наше предположение о том, что лоббирование этого закона самим президентом РБ связано с его возможными предвыборными обещаниями заметно усиливающейся в последние годы башкирской этноэлите, которая очень активно поддержала его в ходе прошедших выборов, а сейчас требует от президента выполнения условий этих договоренностей.

Таким образом, в Башкирии законодательно определился статус языков. Но, к сожалению, вместо того, чтобы регулировать на правовом уровне языковые отношения, закон "О языках народов РБ", скорее всего, вызовет дальнейшее ухудшение этнополитической ситуации в республике. Даже если он не взорвет политическую ситуацию немедленно (благодаря толерантности широких слоев населения и жесткому контролю правящего режима), то неизбежно станет причиной дальнейшего углубления конфликта.