Габдрафиков И. Рассмотрен в первом чтении проект Закона о гражданстве //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N25, 1999

Принятие республиканского закона о гражданстве, необходимость ускорения работы над которым президент М. Рахимов впервые отметил в своем ежегодном послании Государственному Собранию РБ в феврале 1998 г., будет делом уже ближайших 1-2 месяцев. Башкирия станет, в след за Татарстаном, вторым субъектом Российской Федерации, имеющим собственный закон о гражданстве. Надо отметить, что президент ранее выражал сомнение в том, что республике нужен такой закон. Видимо, немаловажную роль в изменении его позиции сыграло введение в конце 1997 г. российских паспортов нового образца.

27 мая с.г. депутаты нижней палаты Государственного Собрания РБ рассмотрели и приняли в первом чтении проект закона "О гражданстве Республики Башкортостан". Законопроект был подготовлен министерствами внутренних дел и юстиции РБ и представлен в конце прошлого года на рассмотрение депутатов высшего законодательного органа республики Кабинетом Министров РБ в порядке законодательной инициативы.

Подготовка проекта закона и первое его обсуждение в Законодательной палате Государственного Собрания РБ проходят без широкой огласки, республиканские средства массовой информации эту тему, несмотря на ее важность, замалчивают. Видимо, это делается для того, чтобы лишний раз не будоражить общественное мнение сохранить политическую стабильность. Такая практика в республике в последнее время получает все большее развитие. Достаточно вспомнить недавнюю историю с принятием закона "О языках народов РБ", который был опубликован через два месяца после подписания только в одной башкироязычной газете. Хотя по закону власти обязаны были опубликовать его в своих официальных органах сразу же после принятия, в т.ч. и на русском языке.

В обосновании закона "О гражданстве РБ", подписанном министром юстиции Башкирии Ф. Сафиным, содержится ссылка на Конституцию РБ, статья 22 которой требует наличия республиканского гражданства; необходимость принятия закона мотивируется также "...формированием в республике демократического правого государства... Проект Закона определяет гражданство Республики Башкортостан как неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Башкортостан, определяющий принадлежность лица к Республике Башкортостан, обуславливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Башкортостан".

Проект закона "О гражданстве РБ" состоит из 9 глав и 45 статей и во многом копирует соответствующий закон Республики Татарстан. Согласно ст. 13 законопроекта гражданами Республики Башкортостан признаются лица, которые состоят в гражданстве РФ и постоянно проживают на территории Республики Башкортостан на день вступления в силу данного закона.

Анализ проекта Закона показывает, что в нем имеются некоторые противоречия и несоответствия с федеральными законами, регулирующими вопросы гражданства РФ, которые в случае принятия закона в такой редакции могут вызвать определенные правовые коллизии в отношениях Республики Башкортостан с федеральным центром. Приведем наиболее спорные, на наш взгляд, положения законопроекта.

1. В документе констатируется, что "Гражданство РБ основывается на признании основных прав и свобод человека в соответствии с принципами международного права, Декларации прав и свобод человека и гражданина Республики Башкортостан, Конституции Республики Башкортостан" (ст. 2). Однако в проекте нет упоминаний о Конституции РФ, законе "О гражданстве Российской Федерации" и иных правовых документах, регулирующих вопросы гражданства РФ.

2. Ст. 2 гласит, что гражданин Республики Башкортостан не может быть выслан за пределы Башкирии или выдан иностранному государству иначе, как на основании Закона или международного договора.

3. В проекте закона (ст. 5) также говорится, что граждане РБ имеют и гражданство Российской Федерации, но граждане РФ, находящиеся на территории республики, не имеют гражданства РБ, а только пользуются правами и несут обязанности граждан Республики Башкортостан.

4. Ч. 1 ст. 7, в которой говорится, что "Республика Башкортостан поощряет приобретение гражданства Республики Башкортостан лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства", противоречит ст. 71 Конституции РФ и ст. 22 федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", которая гласит: "Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации". Поскольку следствием прекращения определенного гражданства является его отсутствие, отсутствие гражданства Российской Федерации должно предполагать и невозможность получения гражданства Республики Башкортостан.

5. Ст. 11 законопроекта предполагает у граждан РБ, кроме российского паспорта, также и паспорта гражданина Республики Башкортостан.

Надо полагать, что проект закона "О гражданстве Республики Башкортостан" в ходе второго и третьего чтений, а также обсуждения в Палате представителей Госсобрания РБ претерпит определенные изменения, особенно в части статей, противоречащих российскому законодательству. Однако, несмотря на довольно широкое толкование законопроектом республиканского гражданства, вплоть до введения собственного паспорта, необходимо также отметить, что он все же не таков, каким его хотели бы видеть некоторые лидеры башкирского национального движения. В частности, в проекте нет положений, учитывающих их требования об автоматическом предоставлении двойного гражданства этническим башкирам, проживающим за пределами Башкирии, а также поощрении их возвращения на историческую родину.