Габдрафиков И. Продолжается процесс согласования законодательств //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N40, 2001

С 21 по 24 ноября 2001 г. с рабочим визитом в Уфе находился заместитель Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе В. Степанков.

Республиканские средства массовой информации довольно скупо осветили цели, ход и итоги визита федерального чиновника, ограничившись общими словами и обтекаемыми формулировками. Так, по сообщению местных газет, 21 ноября В. Степанков встретился с Председателем Государственного Собрания РБ К. Толкачевым. Спикер башкирского парламента подробно проинформировал гостя о социально-экономическом положении республики, рассказал о деятельности Госсобрания РБ, ознакомил с ходом работы по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления. В свою очередь, В. Степанков положительно оценил экономическую ситуацию в Башкирии, усилия руководства республики по поддержанию стабильности и уровня жизни населения, а также отметил хорошую работу правоохранительных органов. В целом, отмечают республиканские СМИ, он выразил удовлетворение уровнем взаимоотношений, достигнутых между руководством Приволжского федерального округа и руководителями Башкирии. В ходе беседы были рассмотрены вопросы повышения качества законотворчества и эффективности работы правоохранительных органов.

23 ноября в Доме Республики прошла встреча В. Степанкова с Президентом РБ М. Рахимовым. Состоялся обмен мнениями по вопросам социально-экономи-ческого развития республики, других субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ. Обсуждались и различные аспекты взаимодействия аппарата Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе и органов государственной власти Башкирии по совершенствованию работы республиканских судебных структур, милиции, прокуратуры, налоговых служб и т. д. На встрече был рассмотрен также процесс дальнейшего совершенствования отношений между субъектами страны и федеральным центром, согласования отдельных норм и положений республиканского и российского законодательства. При этом Президент РБ представил собеседнику собственное видение этих процессов, ознакомил гостя с основными тенденциями их развития на региональном уровне.

Газета "Республика Башкортостан" пишет о том, что М. Рахимов и В. Степанков были едины во мнении, что сегодня усилиями руководства республики и аппарата полномочного представителя выработан конструктивный и деловой уровень отношений, который позволяет решать многие возникающие вопросы максимально коротким и эффективным путем. Это, подчеркнули они, полностью соответствует интересам и республики, и Приволжского федерального округа, и всей России. В. Степанков также отметил, что в настоящий момент Башкирия остается одним из наиболее стабильных в политическом, экономическом и социальном отношениях регионов страны. И этот опыт, сказал он, может и должен быть востребован другими субъектами Федерации.

С визитом В. Степанкова совпала публикация интервью М. Рахимова в газете "Республика Башкортостан" (от 22 ноября) под заголовком "Договор дороже денег. Президент Башкортостана Муртаза Рахимов выступает за стабильную модель федеративных отношений". В интервью глава республики еще раз коснулся вопроса о важности договорных отношений для сохранения единства страны. Он упрекнул федеральный центр в том, что тот увлекается формальной стороной согласования региональных законов с федеральными: "Странная сегодня складывается ситуация - отвечает на вопрос корреспондента газеты М. Рахимов, - многие государственные органы и политики занимаются не реальными экономическими и социальными проблемами, а исключительно "согласованием законодательной базы". Соответствует ли одна запятая другой, сколько всего разночтений в том или ином документе, каждый ли региональный закон подогнан под федеральный# Разве это сегодня серьезные проблемы нашей страны?". По убеждению Президента Башкирии, договор носит объективный характер, соответствует процессу обновления Российского государства и учитывает перспективы дальнейшего развития федеративных отношений. Поэтому договорная практика сохраняет свое историческое значение. В том числе учитывает специфику Башкирии - "закрепляет ее договорные отношения с Россией, возникшие еще при добровольном вхождении в Российское государство и подтвержденные в начале ХХ столетия". Подвергать сомнению реально работающие договоры, на системе которых, по большому счету, и держится Россия как Федерация, недальновидно.

По мнению М. Рахимова, от федерального центра в решающей степени должно зависеть обеспечение согласованного развития страны и ее регионов. Проблем стратегического характера в стране накопилось много. Глава республики привел пример с положением дел в нефтеперерабатывающей промышленности, где именно федеральное руководство должно добиваться согласованных действий: "#Сегодня мощности уже действующих в Российской Федерации нефтеперерабатывающих заводов загружены лишь на половину. И при этом в ряде регионов ведется совершенно не обоснованное экономически строительство крайне дорогостоящих нефтеперерабатывающих производств. России необходимо в кратчайшие сроки разработать систему мер по обеспечению модернизации и рациональному использованию уже имеющихся мощностей, а не заниматься подобными бесперспективными проектами. Я думаю, что созданные в стране федеральные округа в первую очередь должны заниматься этими проблемами".