Габдрафиков И. Законодательные коллизии //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N41, 2002

Еще задолго до избрания В. Путина президентом РФ и последующих его инициатив по укреплению вертикали государственной власти, 3 февраля 2000 г., президент РБ М. Рахимов подписал Указ "Об образовании комиссии по разработке предложений по согласованию конституционного и текущего законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации". Таким образом, руководство Башкирии одним из первых из субъектов Федерации откликнулось на требование главы государства привести местные законы в соответствие с федеральными.

3 ноября 2000 г. Государственное Собрание РБ приняло новую редакцию Конституции республики. Наиболее серьезным нововведением явилось то, что в Конституцию был инкорпорирован двусторонний договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", подписанный 3 августа 1994 г. Тем самым республиканская власть стремилась повысить легитимность Договора, придав ему конституционный статус.

Сразу же после принятия новой редакции Основного закона республики М. Рахимов официально заявил, что теперь республиканская Конституция "полностью соответствует" федеральной. Но, несмотря на это, в декабре 2000 г. заместитель Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу А. Звягинцев направил в Государственное Собрание РБ протест на отдельные нормы уже обновленной Конституции. Всего Генеральной прокуратурой были опротестованы 55 статей Основного закона республики как противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Наиболее важными несоответствиями в протесте названы статьи и положения Конституции РБ, определяющие суверенитет республики, вопросы собственности, гражданства, языковой ценз для претендентов на пост президента республики и др.

7 апреля 2001 г. М. Рахимов выступил с ежегодным посланием Государственному Собранию РБ. Послание проникнуто духом лояльности и полной поддержки инициатив федерального центра по формированию единого правового пространства страны. Однако в нем говорится об опасности, которая может подстеречь страну в этом процессе. По мнению президента РБ, смысл изменений в формах взаимоотношений органов государственной власти регионов и федеральных органов власти должен заключаться не в простом подчинении одних другим и не в возврате к административно-командным методам управления, а в поиске оптимальных путей взаимодействия всех уровней власти в рамках Конституции страны с учетом ранее заключенных договоров и соглашений. Глава республики особо отметил роль и значение Договора между РФ и РБ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий от 3 августа 1994 г., который стал главным правовым актом, характеризующим взаимоотношения Российской Федерации и Республики Башкортостан: "Отстаиваемая нами модель строительства федерации, базирующаяся на разграничении полномочий, не только доказала жизнеспособность, но и является единственно возможной, оптимальной для России".

18 мая 2001 г. в Уфе состоялось совещание руководителей законодательных органов власти субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ, на котором обсуждались вопросы, связанные с ходом процесса согласования регионального и федерального законодательств. В работе совещания участвовали Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском Федеральном округе С. Кириенко и его заместители. Выступая на совещании полпред подчеркнул, что между ним и М. Рахимовым нет конфликта по вопросу несоответствия республиканского законодательства федеральному. "Складывается впечатление, что кто-то методично пытается поссорить меня с президентом Башкирии, но из этого ничего не получится" - заявил С. Кириенко. Это заявление было сделано в связи с запросом, направленным полпредом весной 2001 г. в Конституционный Суд РФ по поводу намерения Башкирии отстаивать сохранение определения "суверенитет" в республиканской Конституции. Итогом работы совещания в Уфе стало создание Координационного совета руководителей законодательных органов государственной власти субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ.

17 июля 2001 г. М. Рахимов обратился в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разъяснении определения КС РФ от 19 апреля 2001 г. В этом определении КС фактически установил, что федеральные и региональные органы власти обязаны самостоятельно выявлять и отменять нормы конституций, уставов и законов субъектов РФ, по смыслу похожие на те, которые были ранее признаны КС неконституционными.

"Я бы мог еще согласиться с тем, что, вопреки федеральному конституционному закону о КС, который предполагает индивидуальный подход к каждому конкретному случаю, предлагается провести что-то вроде массовой кампании по "самоочистке", - сказал М. Рахимов. - (...) Но беда в том, что рекомендации, на основании которых мы должны "выявлять и искоренять" неконституционные нормы, недостаточно конкретны. Ими невозможно пользоваться на практике. Вот, например, в определении написано, что мы должны признать утратившими силу нормы своей конституции, которые "похожи", "аналогичны", "идентичны по сути" или "подобны" тем, которые были ранее признаны неконституционными совсем по другому делу или для другого субъекта РФ. А ведь "идентичный", то есть "абсолютно тождественный" или, к примеру, "аналогичный", то есть "гипотетически похожий" - это совсем разные вещи. Вдобавок непонятно, чье мнение является решающим в спорах о том, аналогична или не аналогична норма регионального закона какой-то иной, ранее признанной неконституционной? (...) В отличие от прежних, ясных и недвусмысленных решений КС, в этом определении много понятий, требующих дополнительного разъяснения. Вдобавок все эти неясности уже начали проявлять себя на практике. Например, выполняя предписания президента РФ и КС, мы приняли новую редакцию своей конституции и вписали в нее норму, которая дословно воспроизводит статью 73 Конституции РФ о всей полноте власти субъектов РФ вне пределов ведения РФ. А вот зам. генпрокурора РФ А. Звягинцев уже требует ее отмены, потому что, по его мнению, она аналогична другой, ранее признанной неконституционной статье Конституции РБ. Как тут быть? Мы всегда внимательно относимся к предписаниям федерального Центра. Но, к сожалению, в данном случае мы не можем выполнить на практике решение КС, как бы мы того не хотели. Вот об этом я и направил свое ходатайство в КС и попросил суд разъяснить его же решение".

3 августа 2001 г. исполнилось 7 лет со дня подписания Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан. К этому событию были приурочены выступления первых лиц республики в местных и центральных СМИ. В этих выступлениях Договор по-прежнему назывался "фундаментом, на котором стоит Россия", но, в отличие от прошлых лет, уже отсутствовала формулировка о том, что документ носит межгосударственный характер. Безусловно, подобную тенденцию смены риторики высшей республиканской политической элиты в течение последнего года в сторону большей ее лояльности к федеральному центру можно расценивать как свидетельство успеха политики по укреплению вертикали государственной власти. Однако нельзя однозначно сказать, что руководители республики в своих выступлениях выражали полную поддержку действиям Москвы по реформированию федеративных отношений. Скорее можно говорить о том, что в их выступлениях сочетались заверения о лояльности к политической линии президента РФ с ее осторожной критикой.

В своей статье под заголовком "Россия - федерация, а не унитарное государство" в газете "Известия" (от 3 августа 2001 г.), которая затем была перепечатана в республиканских газетах, Президент РБ М. Рахимов пишет, что "#сегодня процесс разграничения полномочий нередко воспринимается чем-то вроде односторонней уступки Москвы регионам, вызванной слабостью федеральной власти. Но при этом забывается, что четкое определение компетенции различных уровней власти является одной из основ федеративного государства, и этот принцип был заложен в статью 11 Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме".

Именно договоры, которые на протяжении пяти лет были заключены с большинством субъектов РФ, по мнению руководителя РБ, стали свидетельством реального перехода от унитарного по сути государства к строительству подлинно федеративных отношений, основой стабильности страны, формулой перехода от взаимных упреков и обвинений к конструктивному взаимодействию органов власти.

Разграничение полномочий между федеральным центром и регионами на основе двусторонних договоров, утверждает М. Рахимов, позволило учитывать специфику каждого субъекта федерации. Башкирия, например, подписав договор, получила возможность для самостоятельного маневра. Благодаря этому республика смогла провести реформы без "шокового эффекта" для граждан. Приватизация предприятий РБ прошла без спешки, что позволило избежать серьезных ошибок. Поэтому сегодня акционеры в регионе не выясняют отношения между собой с помощью силовых структур, а в судах нет исков с требованием оспорить результаты приватизации.

В итоге республиканскому руководству, по мнению президента РБ, удалось не только достичь более высокого, по сравнению со среднероссийскими стандартами, уровня социальной защиты граждан, но и реализовать оригинальную "башкортостанскую модель" преодоления системного кризиса общества. В Башкирии была сохранена сильная "вертикаль власти" и одновременно созданы все условия для свободного развития гражданской активности в многонациональной и поликонфессиональной республике, что позволило погасить волну опасного национализма и экстремизма.

В более критическом тоне по отношению к сторонникам пересмотра двусторонних договоров выдержано совместное интервью агентству "Башинформ" председателя Государственного Собрания РБ К. Толкачева и председателя Конституционного суда РБ И. Адигамова, которое было опубликовано в республиканских газетах.

По мнению спикера республиканского парламента, Россия только начинает жить в условиях Федерации. "По сути мы не знали, что такое федеративные отношения. Отсюда все проблемы, отсюда желание некоторых политиков снова всех построить и уравнять. Желание подчинить, попытки обеспечить управляемость с помощью огромной армии чиновников, - отметил К. Толкачев, - все это мы уже проходили. Альтернативы Договору нет. Он доказал свою жизнеспособность". Относительно положения о государственном суверенитете Башкирии, которое вызывает особое раздражение у федерального центра, спикер разъяснил, что в новой редакции Конституции РБ он определяется как объем полномочий, который имеют органы государственной власти республики.

Руководитель парламента республики не оставил без внимания заявление руководителей пяти регионов, входящих в Приволжский федеральный округ - об отказе от договорных отношений. К. Толкачев назвал это их личным мнением. По его же собственному мнению, отказ от договорных отношений означает на деле отказ от ответственности, стремление переложить ее на плечи центра. В стране были и остаются сегодня политики, которые стращают тем, что договорные отношения якобы углубляют сепаратистские тенденции. Попытки подвергнуть сомнению законность Договора, его конституционность по сути, являются не чем иным, как покушением на основы федерализма, стремлением вернуть страну к прежней административно-командной системе.

11 октября исполнилось 11 лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Традиционно в связи с Днем государственного суверенитета РБ первые лица республики выступили на страницах общефедеральных и республиканских газет. М. Рахимов дал пространное интервью газете "Труд" (10 октября 2001 г.) под заголовком "Будущее России - за федерализмом". В интервью он подчеркнул, что республиканская Декларация является логическим продолжением и развитием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, провозгласившей своей высшей целью обеспечение права каждого народа "на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах" и подтвердившей необходимость существенного расширения прав субъектов российского федеративного государства.

По убеждению М. Рахимова, суверенные республики в составе Российского федеративного государства - это не проявление сепаратизма, не самодеятельность регионов, а нормальное явление, обусловленное действующей Конституцией и Федеративным договором. Суверенитет Башкортостана - органичная часть общероссийского суверенитета. О "развале" российской государственности не может быть и речи, а в критике суверенитета больше политической спекуляции и политиканства со стороны определенных сил, чем позитивного анализа и реальной заинтересованности в укреплении Федерации. Поэтому сегодня некорректно вести разговор о дальнейшем существовании или не существовании суверенитета республики. Отрицание суверенитета субъектов Федерации ведет к унижению национального достоинства народов, способно дестабилизировать обстановку, привести к расшатыванию единства России как федерации. "По сути, мы еще только строим федеративное государство - заключает Президент РБ, в последние десять лет субъекты РФ создавали и развивали свою государственность, отлаживая отношения с федеральным центром".

В более категоричном тоне об инициативах федерального центра по укреплению вертикали государственной власти высказался премьер-министр РБ Р. Байдавлетов в своем интервью газете "Вечерняя Уфа" (10 октября 2001 г.), которое было опубликовано под названием "Суверенитет Башкортостана - состоявшийся факт. Все остальное эмоции". Относительно изменившихся межбюджетных взаимоотношений Башкирии с Москвой глава республиканского правительства сказал буквально следующее: "#Нынешняя система, к сожалению, не стимулирует регионы-доноры, а, напротив, ставит их в несколько невыгодное положение по сравнению с депрессивными областями и республиками. Но я смотрю на это философски: придет время, и Россия пойдет по пути истинной федерации, как, скажем, Германия, где земли имеют огромные полномочия, стимулирующие население и правительство к еще более эффективной работе и прогрессу во всех сферах".

В связи с очередной годовщиной Декларации о государственном суверенитете РБ свою пресс-конференцию провел председатель Конституционного суда республики И. Адигамов, который отметил судьбоносное значение этого документа в жизни Башкирии.

10 октября на торжественном собрании, посвященном 11-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете РБ М. Рахимов выступил с большим докладом, где перечислил успехи республики в социально-экономической, культурной и образовательной сферах, достигнутых в период ее суверенного развития. Он еще раз объяснил свое видение республиканского суверенитета: "Наше понимание суверенитета никогда не было связано с каким-либо противопоставлением республики нашему общему российскому государству# Наш суверенитет означает прежде всего реализацию подлинных принципов демократии и федерализма, решительный отказ от тоталитарной командно-административной системы управления государством, когда игнорировались интересы регионов, права народов и граждан, что, в конечном счете, наносило ущерб стране в целом".

28 декабря 2001 г. Конституционный Суд РБ, рассмотрев запрос Государственного Собрания Республики Башкортостан, вынес свое постановление по делу о толковании отдельных положений Конституции Республики Башкортостан, в котором подтвердил соответствие Конституции Республики Башкортостан Конституции Российской Федерации и двустороннему Договору о разграничении полномочий и предметов ведения. В связи с этим Генеральной прокуратуре было направлено предложение отказаться от своего заявления о том, что отдельные нормы Основного Закона Республики Башкортостан противоречат федеральному законодательству, являются недействующими и не подлежащими применению.

14 - 17 января 2002 г. состоялся семинар глав администраций районов и городов, на котором с пространным докладом выступил председатель Госсобрания РБ К. Толкачев. Доклад под названием "Перспективы развития республиканского законодательства в современных условиях", по сути, является подведением итогов законотворческой деятельности высшего представительного органа республики за истекший год и намечает основные ориентиры дальнейшей работы . В тезисной форме перечислим основные положения, содержащиеся в докладе спикера республиканского парламента:

1. С момента обновления Конституции РБ проведена определенная работа по приведению в соответствие с ней республиканского законодательства. Были внесены изменения и дополнения в отдельные нормативные правовые акты. Это коснулось, в частности, законов "О Государственном Собрании Республики Башкортостан", "О Кабинете Министров - Правительстве Республики Башкортостан", "О мировых судьях в Республике Башкортостан", "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан".

В республике продолжается процесс совершенствования законодательства о местном самоуправлении. В настоящее время Госсобранием РБ рассматривается проект закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления".

2. Претерпели существенные изменения структура и порядок формирования органов власти. Если прежде образование, реорганизация и упразднение министерств и государственных комитетов Республики Башкортостан осуществлялись Государственным Собранием по представлению Президента, то теперь Президент решает эти вопросы самостоятельно по представлению Премьер-министра. Это позволяет высшему должностному лицу республики оперативно реагировать на политические, экономические и иные изменения в жизни общества, качественно улучшая работу государственного аппарата.

3. В целях реализации права законодательной инициативы Госсобрание РБ в прошлом году внесло в Государственную Думу РФ 21 законопроект. В них содержатся блоки нормативных правовых актов, касающихся проблем организации органов государственной власти, экономики, местного самоуправления. Например, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором отражен опыт республики по организации местного самоуправления.

4. По словам К. Толкачева, сегодня в стране сфера совместного ведения фактически трансформировалась в сферу ведения РФ. Соотношение регионального законодательства с федеральным законодательством не должно строиться по принципу иерархичности. Они, в известной степени, равноправны. Нельзя полагать, что законодательство субъекта Российской Федерации должно соответствовать всему федеральному законодательству, включая подзаконные акты федеральной власти. Каждый уровень законодательства формируется относительно самостоятельными органами государственной власти в пределах их компетенции.

<#>"Известно, что российская Конституция предоставляет право субъектам Федерации принимать свои нормативные правовые акты по предметам совместного ведения, которые не должны противоречить федеральным законам. Федеральный же законодатель, принимая свои законы, часто не учитывает уже имеющуюся региональную нормативную правовую базу. Более того, не редки случаи, когда федеральный законодатель вмешивается в предметы ведения субъектов Федерации".

5. Региональная власть решительно намерена отстаивать концептуальные нормы Конституции республики, добиваться ее неукоснительного соблюдения. Региональное законодательство обязано чутко реагировать на политическую и экономическую ситуацию в стране, но нормы Конституции должны оставаться стабильными, поскольку Основной Закон является надежным гарантом жизнедеятельности общества.

К. Толкачев сообщил также, что в ближайшее время в республике будут разрабатываться законы "О порядке формирования Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан", "О порядке передачи объектов государственной собственности Республики Башкортостан в муниципальную собственность", "О финансовых основах местного самоуправления в Республике Башкортостан", "О государственной собственности Республики Башкортостан", "О порядке предоставления налоговых льгот", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Республики Башкортостан" и другие законы.

Процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, начатый по инициативе Президента России весной 2000 г., вызвал также необходимость корректировки системы регионального государственного управления и местного самоуправления, побудил вновь заняться разграничением предметов ведения и полномочий между органами власти субъекта федерации и муниципалитетами.

Еще весной прошлого года Президент РБ М. Рахимов в своем ежегодном послании Государственному Собранию РБ сообщил, хотя и в довольно завуалированной форме, что в скором времени необходимо реформировать высший законодательный орган республики в сторону усиления роли в парламенте верхней палаты - Палаты представителей. Напомним, что парламент республики состоит из двух палат: нижней - Законодательной палаты, которая состоит из 30 депутатов, работающих на профессиональной основе, а также Палаты представителей, состоящей из 144 депутатов. В верхней палате представлены все главы городов и районов республики, многие члены правительства, крупные хозяйственные функционеры. По существу, Законодательная палата не имеет самостоятельных полномочий, ее роль ограничивается аппаратными функциями по подготовке законопроектов. Законы принимаются на совместных заседаниях. В президентском Послании говорится о том, что дальнейшее усиление роли верхней палаты придаст больший динамизм процессу законотворчества, усилит роль членов Палаты представителей в решении вопросов взаимодействия республиканских и местных органов государственной власти.

Однако принципиально иную точку зрения на реформирование Палаты представителей в конце прошлого года высказался председатель Конституционного суда РБ И. Адигамов. Он заявил, что необходимость в Палате представителей у республики сохраняется: "Федеральные нормативные акты оставляют за субъектами право сохранять двухпалатную парламентскую систему, но с тем условием, что верхние палаты потеряют право блокировать решения нижних палат". Но изменения в законе и последующая парламентская реформа, по словам И. Адигамова, затронут лишь членов Палаты представителей следующего созыва.

В соответствии с Посланием президента республики в настоящее время депутаты Госсобрания РБ рассматривают законопроект "О порядке формирования Палаты представителей Государственного Собрания РБ". Текст его не опубликован в республиканских СМИ, и поэтому пока трудно судить о том, каким образом будет в дальнейшем формироваться верхняя палата высшего представительного органа Башкирии.

В начале февраля М. Рахимов в своем интервью агентству "Интерфакс-Евразия" коснулся предполагаемых изменений в федеральном законодательстве по выборам глав регионов. По его словам, "Выборы глав регионов являются результатом волеизъявления народа, а не центральной власти, что и обеспечивает им реальную поддержку электората на местах не только в период выборной компании, но и на протяжении всего срока исполнения полномочий. По мнению М. Рахимова, выборы главы субъекта Федерации должны признаваться состоявшимися только в том случае, если в них принимают участие не менее 50% от общего количества избирателей. При этом для победы необходимо получить голоса не менее половины принявших участие в голосовании. Предлагаемое снижение планки в этих двух основополагающих условиях до 25% не столько облегчит и упростит сам процесс выборов, сколько исказит результат волеизъявления избирателей. Также он подчеркнул, что в демократическом государстве руководители такого уровня обязательно должны избираться и периодически отчитываться перед своими избирателями.

Вместе с тем, М. Рахимов считает "недопустимым клонирование системы выборности" глав регионов при формировании органов местного самоуправления. По его убеждению, руководители администраций городов и районов должны только назначаться губернаторами, но при этом обязательно избираться депутатами в местные советы. Последнее необходимо как своеобразная проверка на качество и как косвенное одобрение кадрового назначения, - полагает президент республики. Необходимость сохранения принципа назначаемости мэров городов и глав районных и сельских администраций обусловлено "отсутствием в настоящее время у руководителей такого ранга финансовой базы для реального, а не виртуального хозяйствования", - отметил М. Рахимов. По его словам, в Башкирии к такому выводу пришли на основе опыта хозяйствования, накопленного за последние 12 лет. В республике, являющейся одним из регионов-доноров, из более 50 сельских районов самостоятельно обеспечить себя может лишь один Краснокамский район, остальные существуют за счет дотаций из республиканского бюджета. Примерно такая же ситуация и по всей России, - отметил М. Рахимов. "Чтобы система местного самоуправления формировалась на основе выборов и могла работать, как задумано, она должна, прежде всего, самостоятельно обеспечивать себя финансами, в противном случае желаемое просто выдается за действительное", - подчеркнул он. Законы, в том числе и о выборах, должны постепенно корректироваться, отражая изменения в жизни страны, но только для того, чтобы обеспечить объективность и непредвзятость их реализации в реальной жизни, а "не служить средством для самовыражения некоторых депутатов Госдумы, не всегда представляющих воочию, чем может обернуться на практике то или иное нововведение".

Наша справка:

Важнейшее звено государственного устройства - это органы местного самоуправления. Положение муниципалитетов во властной вертикали, правовые и социально-экономические основы их функционирования являются одним из главных показателей, характеризующих существующую политическую систему в стране или регионе.

В Башкирии главы администраций городов и районов назначаются президентом республики. А в соответствии с законом "О местном самоуправлении в Республики Башкортостан" местное самоуправление ограничивается только территориями сельских и поселковых Советов. На уровне городов и районов органы местного самоуправления не действуют.

Результаты этносоциологического опроса представителей трех наиболее крупных этнических групп республики, проведенного в конце 1999 г. в рамках проекта "Социально-экономическое неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации" (руководитель - профессор Л. М. Дробижева) показали, что подавляющее большинство как сельских, так и городских респондентов не чувствуют своего участия в управлении государством. Причем это характерно для всех уровней государственной власти - районного или городского, регионального и общефедерального. Доля опрошенных башкир, русских и татар, которые чувствуют свое участие в управлении разными звеньями государственной власти, как правило, не превышает 1-2% (табл.).

Таблица. Распределение ответов на вопрос: "Чувствуете ли Вы,

что принимаете участие в управлении#", %

Районом, городом, где живете Республикой Башкортостан Страной

да в какой-то мере нет да в какой-то мере нет да в какой-то мере нет

Башкиры:ГородскиеСельские 13 1213 8074 14 712 8575 0,34 39 8776

Русские:ГородскиеСельские 26 611 8870 13 411 9072 1,11,5 2,45 9176

Татары:ГородскиеСельские 23 97 8173 16 64 8578 11 47 8880