Губогло М.Н. Законотворчество и законопослушание в сфере этногосударственных отношений //IV Конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик 20-23 сентября, 2001 год /Тезисы докладов. - М.: ИЭА РАН, 2001
М.Н. Губогло
Законотворчество и законопослушание
в сфере этногосударственных
отношений
Основным и едва ли не единственным достижением первого постсоветского десятилетия является свобода. Пожалуй, это не требует особых доказательств. Не менее очевидно и то, что в нынешних условиях ослабленной Российской государственности, обретенная свобода оборачивается вседозволенностью, перерастающей в анархию, криминал, коррупцию и конфликты. Для утверждения оптимального баланса свободы и власти, что является важнейшей и деликатнейшей основой конституционного права, должно быть адекватное соотношение между законотворчеством, законознанием и законопослушанием. Между тем именно это соотношение менее всего изучено в литературе, в том числе в этнологической.
Специфика Российского федерализма состоит в том, что властные отношения соприкасаются не только с проявлениями прав и свобод граждан, но и с коллективными действиями людей, объединяемых этнической принадлежностью. Установление надежных гарантий прав и свобод народов в многоэтничной России на воспроизводство и создание составляет сферу этногосударственных отношений. Важнейшая задача государства состоит в том, чтобы не допускать возможности создания приоритетов одним народам в ущерб интересам других, т.е. исключить дискриминацию.
Укрепление вертикали власти, предпринятое новоизбранным Президентом России, актуализировало проблемы национальных и федеративных отношений, поскольку в республиках возникло подозрение и настороженность в связи с возможной потерей тех приоритетов, которые были достигнуты в ходе наполнения суверенитета республик реальным содержанием.
Вместе с тем, ряд федеральных законов, принятых в Центре, и конституционно-законо-дательный процесс в республиках, в том числе легитимизированные договорные отношения, создали крайне противоречивую ситуацию. Она порождена, с одной стороны, сложившимся и в Центре и на местах убеждением в необходимости создания корректной правовой базы национальной политики и надежных механизмов по ее реализации, а с другой – различным пониманием уровня, масштабов и сущности национальной политики в республиках.
Современные актуальные задачи состоят, во-первых, в анализе исторических, политических, культурных и этноязыковых и этнопсихологических причин возникновения несоответствия между центральным и республиканским законодательством, во-вторых, в диагностике состояния межнациональных отношений и роста
напряженности, вызванной чрезмерной политизацией этничности и этнизацией политики, в-третьих, в выявлении условий и возможностей учета международного опыта и его инкорпорации, например, института Омбудсмена, в дело правовой защиты малочисленных народов и этнических меньшинств, и, в-четвертых, в выявлении зависимости между низким уровнем правовой культуры, слабым законопослушанием и несовершенным законодательством.Между заметными успехами в законотворческой деятельности последнего десятилетия ХХ в. в области национальной политики и федеративных отношений и низким уровнем законопослушания республиканских элит и части граждан возникло и расширяется серьезное несоответствие. В итоге задерживается демократизация и формирование представлений об основах гражданского общества.
Это проявляется в несоответствии целого ряда норм и положений в Конституциях и законах, принятых в 1991-1999 гг. в республиках Конституции РФ и Федеральному законодательству, в договорном процессе, усиливающем асимметричность федерализма и подрывающем авторитет и легитимность основ конституционализма России, в отсутствии опыта инкорпорации этнического фактора в систему демократических институтов гражданского общества, в неадекватности квалифицированных юридических норм менталитету бывших советских граждан с низким уровнем правосознания и законопослушания.
Создание федеральных округов с институтом уполномоченных Президента России потребовало выявить исторические, культурные, правовые и психологические предпосылки проблем, возникающих во взаимоотношениях между Центром и субъектами Федерации, между формированием законодательной базы по защите прав и свобод граждан и народов и ее соответствием реальным этнополитическим ситуациям и жизненным интересам народов в деле сохранения ими самобытности и обеспечения условий для всестороннего развития.
Более того, предстоит систематизировать и обобщить законотворческий опыт, в т.ч. зарубежный, в деле защиты прав народов и этнических меньшинств, представить его в виде разработок и рекомендаций к парламентским слушаниям и заседаниям профильных комитетов Государственной Думы, подготовить публикации в связи с принятием ряда законов по проблемам прав граждан и народов.
В выборе будущего государственного устройства Россия вновь оказалась на перекрестке дорог: или движения к авторитаризму или – к традиционной демократии. Общая ситуация в стране продолжает оставаться достаточно непредсказуемой вследствие противоречивости и неопределенности этнополитических режимов и ситуаций в ряде регионов, особенно в некоторых республиках.
В основе этой неопределенности лежат объективные исторические, экономические, правовые и этноязыковые факторы. И если в новой, круто начатой стратегии Президента России, этнический фактор окажется отодвинутым на периферию демократических преобразований, нависнет угроза новой эскалации этнической мобилизации, а вместе с ней и новый накат этнического и регионального сепаратизма. Развал СССР, как признался первый и последний его Президент М.С. Горбачев, произошел наряду с другими, в том числе по причине игнорирования высшим руководством страны этнического фактора.
Для того, чтобы не наступать дважды на одни и те же грабли, предстоит продолжить начатую в середине 90-х гг. работу по формированию законодательно-правовой базы сферы этногосударственных отношений.
Предусмотренные 103-й статьей Конституции РФ и регламентированные законом должность и институт Уполномоченного по правам человека не обеспечивают в должной мере охрану и защиту прав народов.
В связи с этим чрезвычайно актуальной становится задача всестороннего осмысления и переосмысления опыта законотворчества в России, в СНГ и европейских странах по регулированию отношений между государством и народами, в том числе правовых основ деятельности ведомства Омбудсмена
Введение этой должности в многоэтнической, многоязыковой и многоконфессиональной России позволит снять вопросы о неоднозначном соотношении между правами человека и правами народов.
Для этого надо собрать, систематизировать и оценить значимость важнейших внутригосударственных и международных законов и других документов, в том числе по утверждению Института Омбудсмена и проанализировать возможность их использования в реформационных про-цессах России. Наряду с контент-анализом официальных документов, а также программ и уставов национальных
движений, в ЦИМО ИЭА РАН предстоит подвергнуть анализу более 40 информационных баз данных, созданных в 1993-2000 гг. по итогам социологических и этносоциологических опросов, проведенных при той или иной мере участия автора в России и странах СНГ.Методом сопоставительно-сравнительного анализа могут быть систематизированы и изучены нормы и положения по этническому фактору и правам народов, содержащиеся в Конституциях республик РФ, принятых в 1993
-1995 гг., и выявлена степень их несоответствия Конституции РФ, международному праву и нормам, предусматривающим защиту прав народов и национальных меньшинств.Особое внимание необходимо, на наш взгляд уделить малоизвестному и малоизученному а России институту Омбудсмена. Для этой цели предстоит собрать и проанализировать Конституции и законы об Уполномоченном по правам человека в 30 странах мира из 100 стран, в которых функционирует это ведомство, созданное для контроля по соблюдению прав и свобод человека и справедливости, в том числе в 7 странах СНГ (Грузия, Латвия, Литва, Республика Молдова, Россия, Узбекистан, Украина), 7 странах бывшего социалистического лагеря (Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словения, Хорватия), 15 европейских странах (Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Даня, Ирландия, Испания, Кипр, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция).
Особого внимания заслуживает изучение текущего архива и пакета законопроектов по национальной проблематике Комитета по делам национальностей Государственной Думы. Для этой цели могут быть привлечены как опубликованные материалы парламентских слушаний, так и неизданные стенограммы заседаний этого Комитета, на которых вырабатывалась стратегия законодательного обеспечения национальной политики в ходе работы Государственной Думы первого (1994
-1995) и второго (1995-1999) созывов.В информационную базу исследований соотношения законотворчества и законопослушания могут быть включены итоги этносоциологических опросов, проведенных в 1993
-1999 гг., в различных регионах постсоветского пространства, в том числе под руководством автора, надежных по качеству и достаточных по количеству.По проекту
“ Язык, национальность и бывший Советский Союз” (авторы – Д. Лейтин, Д. Хафф, С. Лейманн) опросы состоялись в Башкортостане, Казахстане, на Украине, в Латвии.По проекту
“ Предвыборная и поствыборная ситуация в России в 1993 г.” (авторы проекта – Т. Колтон, Д. Хафф) представительный для всей России опрос по 40 человек в каждом из 100 районов России был проведен дважды – до и после выборов. По его итогам издана книга “ Развивающийся электорат России” в 3-х томах, в том числе одна авторская и две коллективные монографии.По проекту
“ Межнациональная толерантность и внутринациональная солидарность в постсоветской России” (авторы – Д. Хафф, С. Лейманн) летом 1995 г. проведены опросы (по 2 тыс. человек) в 4-х республиках России, в том числе в Башкортостане, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Татарстане. (Вопросники прилагаются).В 1996 г. по проекту
“ Урегулирование и предотвращение межнациональных конфликтов в изменяющемся Российском обществе” были проведены опросы в Краснодаре и Омске, а также в Уфе и Майкопе.В 1997 г. по проекту
“ Молодежь России: три жизненные ситуации” (авторы – Д. Хафф, С. Лейманн) под руководством М.Н. Губогло были проведены опросы 17-летней молодежи русской и титульной национальности в 16 столицах республик РФ по 1000 человек в каждой из них. Параллельно по общероссийской выборке был проведен опрос в 56 субъектах РФ трех групп молодежи в возрасте 17, 24, 31 года. (Вопросники прилагаются).В 1998
-1999 гг. были опрошены по 1000 представителей русской и титульной национальности в 10 республиках РФ по программе Российско-Голландского проекта “ Русские как меньшинства в республиках РФ” , в т.ч. в Адыгее и Туве.По Российской программе лидерства
“ Открытый мир” были проведены двукратные опросы (“ До визита” и “ После визита” ) 1600 политиков из различных регионов России, приглашенных в США для ознакомления с демократическими институтами США, в том числе с состоянием межнациональных отношений.В инструментальную часть (
“ Вопросник” ) всех указанных проектов, не имеющих аналогов в истории социологии и в истории международного сотрудничества, был включен ряд вопросов, относительно сферы этногосударственных отношений.Собранные, систематизированные и подвергнутые анализу официальные документы России, стран СНГ и некоторых зарубежных стран, ориентированные на создание правовой базы в сфере этногосударственных отношений, выявление степени и масштабов влияния лоббирования при подготовке и
принятии этих законов, анализ крайне напряженного дискурса, сопровождающего законотворческий процесс, выявление и оценка значимости тех несоответствий, которые имеют место в России между республиканским и федеральным законодательством, характеристика правовой культуры и законопослушания граждан и элит – эти и другие данные, а также сделанные выводы, оценки и прогнозы, можно надеяться, будут небесполезны как в научном, так и в практическом аспектах.Сегодня вопрос стоит остро: сумеет ли Россия в национальной политике перейти от прежнего патернализма в отношениях между народами к паритетности? Анализ состояния правовой основы идеологии и деятельности национальных движений, реальных этнополитических ситуаций в регионах, представлений граждан о сущности демократии, о месте и роли этнического компонента в системе этногосударственных отношений дает основание для вывод о том, что однозна-чного ответа на эти вопросы пока нет. Приведет ли начатое Президентом России В.В. Путиным реформирование вертикали власти к традиционной демократии, вероятно, в немалой степени будет зависеть от того, как будут решаться вопросы национально-культурного развития народов и защиты прав меньшинств.
Введение нового понятия
– сфера этногосударственных отношений – преследует цель показать, что, законотворчество и законопослушание – это две разные темы, однако автономное изучение каждой из них представляется менее продуктивным, чем комплексное. Этим, в частности, вызвана специфика дискурса, который может быть или предельно кратким, или, напротив, сильно раздутым, если принимать во внимание опыт ряда смежных научных дисциплин в изучении проблем национальной политики, формирования гражданской и этнической идентичности и роли законотворчества в формировании этнополитических ситуаций и демократических институтов.В широком смысле, введение в научный оборот этого понятия служит, во-первых, концептуальному переосмыслению и методологическому переоснащению национальной политики и системы федеративных отношений, во-вторых, повышению правовой культуры политической эли-ты в соответствии с утверждаемыми в России ценностями и механизмами конституционализма, федерализма и других демократических институтов, в-третьих, адаптации Россией норм международного права по защите прав и свобод меньшинств.
В узком (прикладном) смысле
– принятию федерального закона “ Об Уполномоченном (Омбудсмене, Комиссаре, Представителе, Блюстителе справедливости – суть не в названии) по правам народов” , в разработке которого я принимаю участие, а также подписании Россией Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств (European Charter for Regional or Minority Rights).На выделение предметной области этногосударственных отношений инициирующее влияние оказали ряд объективных факторов, часть из которых имеет смысл перечислить.
Теория. Процессы глобализации способствуют, с одной стороны, утверждению общечеловеческих ценностей в менталитете народов разных стран, формированию сходных черт, стандартов и норм образа жизни, приближению к универсальным ценностям в представлениях и по-ведении людей, с другой
– росту взаимозависимости между различными народами, государ-ствами, континентами, с третьей – порождают фундаментальное противоречие, заключающееся в том, что нивелируя и стирая на своем пути индивидуальные различия людей и народов, она (глобализация) порождает встречные процессы, в ходе которой народы стремятся утвердить свою идентичность за счет сохранения и культивирования этнической самобытности.Так возникают парадоксы, лабиринты, тупики и даже
“ западня глобализации” .Перемещение этнического сначала из сферы материальной культуры в сферу психологии и духовной культуры, затем в сферу политики и далее в сферу права стало объективной предпосылкой активизации законотворческой деятельности для того, чтобы подвести правовую базу в отношениях между государством и живущими в нем народами. Юридически не управляемые процессы эскалации процессов этнизации политики и политизации этничности несут в себе потенциальную угрозу для стабильности и безопасности государства, подрывают возможности социально-политических и экономических трансформаций, растягивают время построения гражданского общества.
Серия. В течение первого постоветского десятилетия Центром по изучению межнациональных отношений ИЭА РАН издано 100 томов по проекту
“ Национальные движения в СССР в постоветском пространстве” . В них содержится уникальный материал о программатике различных форм этнической мобилизации. Предварительный анализ идеологии и технологии национальных движений позволил выявить, что энергия этнической мобилизации, получившая выражение в программных документах, использовалась этнополитическими элитами для лоббирования законотворчества “ в пользу” отдельных народов, в ущерб другим народам.И хотя на практике это происходило под демократическими лозунгами, в действительности блокировало путь к демократии и открывало путь к установлению правовых привилегий для титульных национальностей. В итоге возникало несоответствие местных конституций и законов Федеральному законодательству, росли противоречия как в отношениях между субъектами Федерации и Федеральным центром, так и внутри отдельных республик, между народами.
Законотворческая работа в Госдуме, разработка и обсуждение ряда законопроектов в Комитете по делам национальностей Государственной Думы РФ, в том числе закона
“ О национально-культурной автономии” (17 июня 1996 г.), “ О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ” , принятого 30 апреля 1999 г., “ Об Уполномоченном Федерального Собрания РФ по правам граждан и народов на национально-культурное развитие” позволяет осветить некоторые аспекты как бы изнутри, с позиций социального заказчика.Базы данных. Участие в разработке программ, инструментария, выборки и осуществление социологических опросов по нескольким международным проектам, реализованным в 1993
-1999 гг. в 15 республиках России и нескольких странах СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония). Сотрудничество с известными американскими и голландскими учеными по изучению места и роли этнического фактора в предвыборных ситуациях, в формировании этнической и политической идентичности, в утверждении институтов гражданского общества дает возможность определить обобщение широких народных масс и власти в лице своих “ и центральных элит” , и вместе с тем выявить масштабы законопослушания.Защита прав этнических меньшинств. Накоплен богатый опыт в законотворчестве в России и в странах СНГ по созданию политических условий и правовых основ по защите прав этнических меньшинств, как составной части демократизации. Этот опыт ждет своего изучения как в плане этнополитической экспертизы документальной и технологической (механизмы реализации) стороны дела, так и с точки зрения формирования новых представлений постсоветского времени.
В отличие от законотворчества гораздо меньше успехи социально-правовых трансформаций в сфере законознания и законопослушания. Отсюда следует важный вывод о неравномерности развития указанных трех сфер, что создает дополнительные трудности в построении правовых основ гражданского общества.