Губогло М.Н. Законотворчество и законопослушание в сфере этногосударственных отношений //IV Конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик 20-23 сентября, 2001 год /Тезисы докладов. - М.: ИЭА РАН, 2001

М.Н. Губогло

 

Законотворчество и законопослушание

в сфере этногосударственных

отношений

Основным и едва ли не единственным достижением первого постсоветского десятилетия является свобода. Пожалуй, это не требует особых доказательств. Не менее очевидно и то, что в нынешних условиях ослабленной Российской государственности, обретенная свобода оборачивается вседозволенностью, перерастающей в анархию, криминал, коррупцию и конфликты. Для утверждения оптимального баланса свободы и власти, что является важнейшей и деликатнейшей основой конституционного права, должно быть адекватное соотношение между законотворчеством, законознанием и законопослушанием. Между тем именно это соотношение менее всего изучено в литературе, в том числе в этнологической.

Специфика Российского федерализма состоит в том, что властные отношения соприкасаются не только с проявлениями прав и свобод граждан, но и с коллективными действиями людей, объединяемых этнической принадлежностью. Установление надежных гарантий прав и свобод народов в многоэтничной России на воспроизводство и создание составляет сферу этногосударственных отношений. Важнейшая задача государства состоит в том, чтобы не допускать возможности создания приоритетов одним народам в ущерб интересам других, т.е. исключить дискриминацию.

Укрепление вертикали власти, предпринятое новоизбранным Президентом России, актуализировало проблемы национальных и федеративных отношений, поскольку в республиках возникло подозрение и настороженность в связи с возможной потерей тех приоритетов, которые были достигнуты в ходе наполнения суверенитета республик реальным содержанием.

Вместе с тем, ряд федеральных законов, принятых в Центре, и конституционно-законо-дательный процесс в республиках, в том числе легитимизированные договорные отношения, создали крайне противоречивую ситуацию. Она порождена, с одной стороны, сложившимся и в Центре и на местах убеждением в необходимости создания корректной правовой базы национальной политики и надежных механизмов по ее реализации, а с другой – различным пониманием уровня, масштабов и сущности национальной политики в республиках.

Современные актуальные задачи состоят, во-первых, в анализе исторических, политических, культурных и этноязыковых и этнопсихологических причин возникновения несоответствия между центральным и республиканским законодательством, во-вторых, в диагностике состояния межнациональных отношений и роста напряженности, вызванной чрезмерной политизацией этничности и этнизацией политики, в-третьих, в выявлении условий и возможностей учета международного опыта и его инкорпорации, например, института Омбудсмена, в дело правовой защиты малочисленных народов и этнических меньшинств, и, в-четвертых, в выявлении зависимости между низким уровнем правовой культуры, слабым законопослушанием и несовершенным законодательством.

Между заметными успехами в законотворческой деятельности последнего десятилетия ХХ в. в области национальной политики и федеративных отношений и низким уровнем законопослушания республиканских элит и части граждан возникло и расширяется серьезное несоответствие. В итоге задерживается демократизация и формирование представлений об основах гражданского общества.

Это проявляется в несоответствии целого ряда норм и положений в Конституциях и законах, принятых в 1991-1999 гг. в республиках Конституции РФ и Федеральному законодательству, в договорном процессе, усиливающем асимметричность федерализма и подрывающем авторитет и легитимность основ конституционализма России, в отсутствии опыта инкорпорации этнического фактора в систему демократических институтов гражданского общества, в неадекватности квалифицированных юридических норм менталитету бывших советских граждан с низким уровнем правосознания и законопослушания.

Создание федеральных округов с институтом уполномоченных Президента России потребовало выявить исторические, культурные, правовые и психологические предпосылки проблем, возникающих во взаимоотношениях между Центром и субъектами Федерации, между формированием законодательной базы по защите прав и свобод граждан и народов и ее соответствием реальным этнополитическим ситуациям и жизненным интересам народов в деле сохранения ими самобытности и обеспечения условий для всестороннего развития.

Более того, предстоит систематизировать и обобщить законотворческий опыт, в т.ч. зарубежный, в деле защиты прав народов и этнических меньшинств, представить его в виде разработок и рекомендаций к парламентским слушаниям и заседаниям профильных комитетов Государственной Думы, подготовить публикации в связи с принятием ряда законов по проблемам прав граждан и народов.

В выборе будущего государственного устройства Россия вновь оказалась на перекрестке дорог: или движения к авторитаризму или – к традиционной демократии. Общая ситуация в стране продолжает оставаться достаточно непредсказуемой вследствие противоречивости и неопределенности этнополитических режимов и ситуаций в ряде регионов, особенно в некоторых республиках.

В основе этой неопределенности лежат объективные исторические, экономические, правовые и этноязыковые факторы. И если в новой, круто начатой стратегии Президента России, этнический фактор окажется отодвинутым на периферию демократических преобразований, нависнет угроза новой эскалации этнической мобилизации, а вместе с ней и новый накат этнического и регионального сепаратизма. Развал СССР, как признался первый и последний его Президент М.С. Горбачев, произошел наряду с другими, в том числе по причине игнорирования высшим руководством страны этнического фактора.

Для того, чтобы не наступать дважды на одни и те же грабли, предстоит продолжить начатую в середине 90-х гг. работу по формированию законодательно-правовой базы сферы этногосударственных отношений.

Предусмотренные 103-й статьей Конституции РФ и регламентированные законом должность и институт Уполномоченного по правам человека не обеспечивают в должной мере охрану и защиту прав народов.

В связи с этим чрезвычайно актуальной становится задача всестороннего осмысления и переосмысления опыта законотворчества в России, в СНГ и европейских странах по регулированию отношений между государством и народами, в том числе правовых основ деятельности ведомства Омбудсмена

Введение этой должности в многоэтнической, многоязыковой и многоконфессиональной России позволит снять вопросы о неоднозначном соотношении между правами человека и правами народов.

Для этого надо собрать, систематизировать и оценить значимость важнейших внутригосударственных и международных законов и других документов, в том числе по утверждению Института Омбудсмена и проанализировать возможность их использования в реформационных про-цессах России. Наряду с контент-анализом официальных документов, а также программ и уставов национальных движений, в ЦИМО ИЭА РАН предстоит подвергнуть анализу более 40 информационных баз данных, созданных в 1993-2000 гг. по итогам социологических и этносоциологических опросов, проведенных при той или иной мере участия автора в России и странах СНГ.

Методом сопоставительно-сравнительного анализа могут быть систематизированы и изучены нормы и положения по этническому фактору и правам народов, содержащиеся в Конституциях республик РФ, принятых в 1993-1995 гг., и выявлена степень их несоответствия Конституции РФ, международному праву и нормам, предусматривающим защиту прав народов и национальных меньшинств.

Особое внимание необходимо, на наш взгляд уделить малоизвестному и малоизученному а России институту Омбудсмена. Для этой цели предстоит собрать и проанализировать Конституции и законы об Уполномоченном по правам человека в 30 странах мира из 100 стран, в которых функционирует это ведомство, созданное для контроля по соблюдению прав и свобод человека и справедливости, в том числе в 7 странах СНГ (Грузия, Латвия, Литва, Республика Молдова, Россия, Узбекистан, Украина), 7 странах бывшего социалистического лагеря (Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словения, Хорватия), 15 европейских странах (Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Даня, Ирландия, Испания, Кипр, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция).

Особого внимания заслуживает изучение текущего архива и пакета законопроектов по национальной проблематике Комитета по делам национальностей Государственной Думы. Для этой цели могут быть привлечены как опубликованные материалы парламентских слушаний, так и неизданные стенограммы заседаний этого Комитета, на которых вырабатывалась стратегия законодательного обеспечения национальной политики в ходе работы Государственной Думы первого (1994-1995) и второго (1995-1999) созывов.

В информационную базу исследований соотношения законотворчества и законопослушания могут быть включены итоги этносоциологических опросов, проведенных в 1993-1999 гг., в различных регионах постсоветского пространства, в том числе под руководством автора, надежных по качеству и достаточных по количеству.

По проекту Язык, национальность и бывший Советский Союз (авторы – Д. Лейтин, Д. Хафф, С. Лейманн) опросы состоялись в Башкортостане, Казахстане, на Украине, в Латвии.

По проекту Предвыборная и поствыборная ситуация в России в 1993 г. (авторы проекта – Т. Колтон, Д. Хафф) представительный для всей России опрос по 40 человек в каждом из 100 районов России был проведен дважды – до и после выборов. По его итогам издана книга Развивающийся электорат России в 3-х томах, в том числе одна авторская и две коллективные монографии.

По проекту Межнациональная толерантность и внутринациональная солидарность в постсоветской России (авторы – Д. Хафф, С. Лейманн) летом 1995 г. проведены опросы (по 2 тыс. человек) в 4-х республиках России, в том числе в Башкортостане, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Татарстане. (Вопросники прилагаются).

В 1996 г. по проекту Урегулирование и предотвращение межнациональных конфликтов в изменяющемся Российском обществе были проведены опросы в Краснодаре и Омске, а также в Уфе и Майкопе.

В 1997 г. по проекту Молодежь России: три жизненные ситуации (авторы – Д. Хафф, С. Лейманн) под руководством М.Н. Губогло были проведены опросы 17-летней молодежи русской и титульной национальности в 16 столицах республик РФ по 1000 человек в каждой из них. Параллельно по общероссийской выборке был проведен опрос в 56 субъектах РФ трех групп молодежи в возрасте 17, 24, 31 года. (Вопросники прилагаются).

В 1998-1999 гг. были опрошены по 1000 представителей русской и титульной национальности в 10 республиках РФ по программе Российско-Голландского проекта Русские как меньшинства в республиках РФ , в т.ч. в Адыгее и Туве.

По Российской программе лидерства Открытый мир были проведены двукратные опросы ( До визита и После визита ) 1600 политиков из различных регионов России, приглашенных в США для ознакомления с демократическими институтами США, в том числе с состоянием межнациональных отношений.

В инструментальную часть ( Вопросник ) всех указанных проектов, не имеющих аналогов в истории социологии и в истории международного сотрудничества, был включен ряд вопросов, относительно сферы этногосударственных отношений.

Собранные, систематизированные и подвергнутые анализу официальные документы России, стран СНГ и некоторых зарубежных стран, ориентированные на создание правовой базы в сфере этногосударственных отношений, выявление степени и масштабов влияния лоббирования при подготовке и принятии этих законов, анализ крайне напряженного дискурса, сопровождающего законотворческий процесс, выявление и оценка значимости тех несоответствий, которые имеют место в России между республиканским и федеральным законодательством, характеристика правовой культуры и законопослушания граждан и элит эти и другие данные, а также сделанные выводы, оценки и прогнозы, можно надеяться, будут небесполезны как в научном, так и в практическом аспектах.

Сегодня вопрос стоит остро: сумеет ли Россия в национальной политике перейти от прежнего патернализма в отношениях между народами к паритетности? Анализ состояния правовой основы идеологии и деятельности национальных движений, реальных этнополитических ситуаций в регионах, представлений граждан о сущности демократии, о месте и роли этнического компонента в системе этногосударственных отношений дает основание для вывод о том, что однозна-чного ответа на эти вопросы пока нет. Приведет ли начатое Президентом России В.В. Путиным реформирование вертикали власти к традиционной демократии, вероятно, в немалой степени будет зависеть от того, как будут решаться вопросы национально-культурного развития народов и защиты прав меньшинств.

Введение нового понятия сфера этногосударственных отношений преследует цель показать, что, законотворчество и законопослушание это две разные темы, однако автономное изучение каждой из них представляется менее продуктивным, чем комплексное. Этим, в частности, вызвана специфика дискурса, который может быть или предельно кратким, или, напротив, сильно раздутым, если принимать во внимание опыт ряда смежных научных дисциплин в изучении проблем национальной политики, формирования гражданской и этнической идентичности и роли законотворчества в формировании этнополитических ситуаций и демократических институтов.

В широком смысле, введение в научный оборот этого понятия служит, во-первых, концептуальному переосмыслению и методологическому переоснащению национальной политики и системы федеративных отношений, во-вторых, повышению правовой культуры политической эли-ты в соответствии с утверждаемыми в России ценностями и механизмами конституционализма, федерализма и других демократических институтов, в-третьих, адаптации Россией норм международного права по защите прав и свобод меньшинств.

В узком (прикладном) смысле принятию федерального закона Об Уполномоченном (Омбудсмене, Комиссаре, Представителе, Блюстителе справедливости суть не в названии) по правам народов , в разработке которого я принимаю участие, а также подписании Россией Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств (European Charter for Regional or Minority Rights).

На выделение предметной области этногосударственных отношений инициирующее влияние оказали ряд объективных факторов, часть из которых имеет смысл перечислить.

Теория. Процессы глобализации способствуют, с одной стороны, утверждению общечеловеческих ценностей в менталитете народов разных стран, формированию сходных черт, стандартов и норм образа жизни, приближению к универсальным ценностям в представлениях и по-ведении людей, с другой росту взаимозависимости между различными народами, государ-ствами, континентами, с третьей порождают фундаментальное противоречие, заключающееся в том, что нивелируя и стирая на своем пути индивидуальные различия людей и народов, она (глобализация) порождает встречные процессы, в ходе которой народы стремятся утвердить свою идентичность за счет сохранения и культивирования этнической самобытности.

Так возникают парадоксы, лабиринты, тупики и даже западня глобализации” .

Перемещение этнического сначала из сферы материальной культуры в сферу психологии и духовной культуры, затем в сферу политики и далее в сферу права стало объективной предпосылкой активизации законотворческой деятельности для того, чтобы подвести правовую базу в отношениях между государством и живущими в нем народами. Юридически не управляемые процессы эскалации процессов этнизации политики и политизации этничности несут в себе потенциальную угрозу для стабильности и безопасности государства, подрывают возможности социально-политических и экономических трансформаций, растягивают время построения гражданского общества.

Серия. В течение первого постоветского десятилетия Центром по изучению межнациональных отношений ИЭА РАН издано 100 томов по проекту Национальные движения в СССР в постоветском пространстве . В них содержится уникальный материал о программатике различных форм этнической мобилизации. Предварительный анализ идеологии и технологии национальных движений позволил выявить, что энергия этнической мобилизации, получившая выражение в программных документах, использовалась этнополитическими элитами для лоббирования законотворчества в пользу отдельных народов, в ущерб другим народам.

И хотя на практике это происходило под демократическими лозунгами, в действительности блокировало путь к демократии и открывало путь к установлению правовых привилегий для титульных национальностей. В итоге возникало несоответствие местных конституций и законов Федеральному законодательству, росли противоречия как в отношениях между субъектами Федерации и Федеральным центром, так и внутри отдельных республик, между народами.

Законотворческая работа в Госдуме, разработка и обсуждение ряда законопроектов в Комитете по делам национальностей Государственной Думы РФ, в том числе закона О национально-культурной автономии (17 июня 1996 г.), О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ , принятого 30 апреля 1999 г., Об Уполномоченном Федерального Собрания РФ по правам граждан и народов на национально-культурное развитие позволяет осветить некоторые аспекты как бы изнутри, с позиций социального заказчика.

Базы данных. Участие в разработке программ, инструментария, выборки и осуществление социологических опросов по нескольким международным проектам, реализованным в 1993-1999 гг. в 15 республиках России и нескольких странах СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония). Сотрудничество с известными американскими и голландскими учеными по изучению места и роли этнического фактора в предвыборных ситуациях, в формировании этнической и политической идентичности, в утверждении институтов гражданского общества дает возможность определить обобщение широких народных масс и власти в лице своих и центральных элит , и вместе с тем выявить масштабы законопослушания.

Защита прав этнических меньшинств. Накоплен богатый опыт в законотворчестве в России и в странах СНГ по созданию политических условий и правовых основ по защите прав этнических меньшинств, как составной части демократизации. Этот опыт ждет своего изучения как в плане этнополитической экспертизы документальной и технологической (механизмы реализации) стороны дела, так и с точки зрения формирования новых представлений постсоветского времени.

В отличие от законотворчества гораздо меньше успехи социально-правовых трансформаций в сфере законознания и законопослушания. Отсюда следует важный вывод о неравномерности развития указанных трех сфер, что создает дополнительные трудности в построении правовых основ гражданского общества.