Полякова Т. Законодательная инициатива парламентов Адыгеи и Кубани //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N34, 2000

Депутаты Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея 16 ноября 2000 г. приняли обращение к президенту РФ, руководителям обеих палат Федерального Собрания РФ, председателю правительства России о необходимости урегулирования миграционной ситуации. В обращении высказана просьба к руководству страны ускорить рассмотрение вопроса о внесении дополнений в федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и принятие федерального закона "Об иммиграции", предметом регулирования которого могли бы стать в том числе и вопросы, касающиеся нелегального въезда и проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

В обращении отмечено, что Республика Адыгея - один из стабильных субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе - в последние годы испытывает сильное миграционное давление. Ежегодно увеличивается количество граждан, иностранцев и лиц без гражданства, прибывающих из ближнего и дальнего зарубежья. Недостаточность федеральной нормативно-правовой базы в сфере миграции не позволяет в полной мере сдерживать перерастание социально-бытовых проблем, связанных со значительным ростом миграции в регионе, в разряд политических. Такие же трудности испытывают соседние с Адыгеей регионы - Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область. Ужесточение миграционных правил в одном субъекте федерации порождает миграцию в прилегающий субъект, где ограничения менее строги. В связи с этим требуются единые подходы и правовые нормы по этому вопросу.

Как известно, Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) введен институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований, что в полной мере соотносится со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку права могут быть ограничены только федеральным законом, депутаты парламента Адыгеи настаивают, чтобы на государственном уровне безотлагательно было принято решение о предоставлении субъектам Российской Федерации права ограничивать миграцию по согласованию с органами исполнительной власти РФ, ведающими вопросами национальной и миграционной политики. Президент Российской Федерации мог бы принимать окончательное решение об ограничении прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, касающееся конкретного субъекта Российской Федерации. Такое ограничение согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может вводиться на определенный срок.

В процессе согласования действий властей Адыгеи и Краснодарского края по вопросам миграции было принято решение о проведении совместной сессии Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея и Законодательного Собрания Краснодарского края, которая состоялась 6 декабря 2000 г. в Майкопе. На сессии рассматривался вопрос о законодательной инициативе парламентов Адыгеи и Кубани - о внесении в Государственную Думу РФ проекта федерального закона "О миграции в Российской Федерации". Делегацию кубанских парламентариев возглавлял председатель Законодательного Собрания края В. Бекетов, от администрации принял участие заместитель губернатора, полномочный представитель администрации в ЗСК А. Широкопояс. От Адыгеи в работе сессии приняли участие президент РА А. Джаримов, премьер-министр М. Тхаркахов. В работе сессии также принял участие федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе В. Темников.

Представляя совместной сессии проект закона, разработанный краснодарскими законодателями, начальник правового управления ЗСК Н. Школа заявил, что усиливающаяся на Кубани и в Адыгее миграция влечет за собой нарушение ряда конституционных прав как мигрантов, так и местных жителей. Усложняется экономическая ситуация, растет нагрузка на социальную инфраструктуру, что, естественно, ведет к напряженности в социальной сфере, особенно в местах массового поселения мигрантов. Не хватает мест в школах и детских садах, лечебных учреждениях, растет безработица, возникают предпосылки для межнациональных конфликтов. Вновь прибывшие приносят с собой новый жизненный уклад, образ жизни, социально-психологические установки, обряды и традиции, которые входят в противоречие с традициями местного населения. Нередки конфликтные ситуации. На этом фоне распространяются преступность, наркомания, другие социально опасные явления. Неконтролируемая миграция становится стихийным бедствием, поэтому меры борьбы с ней должны определяться на государственном уровне. Эти меры должны быть адекватны той угрозе, которую представляют неконтролируемые миграционные потоки.

Например, в Адыгее, с учетом введенных Указом президента республики ограничений для мигрантов, за 9 месяцев текущего года получили право на постоянное жительство 4152 чел. Миграционной службой зарегистрированы в качестве вынужденных переселенцев 95 чел. (37 семей), в том числе 50 чел. (20 семей) из Чеченской Республики. С 1 августа 1999 г. вынужденно покинули Чечню и зарегистрированы миграционной службой 789 чел (223 семьи). Специалистами отмечается тенденция увеличения количества мигрантов в Адыгею и с других территорий, в том числе из стран СНГ.

До настоящего времени миграционные процессы в России регулируются разрозненными законодательными актами, в частности, федеральными законами о праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства; о порядке въезда и выезда из страны; о вынужденных переселенцах; о беженцах. При этом в процессе регулирования миграционных процессов приоритет всеми нормативными актами отдается реализации конституционного права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства в ущерб другим конституционным правам граждан.

В процессе обсуждения на совместной сессии проекта федерального закона, помимо других поступивших предложений, рассматривался вопрос о необходимости материальной ответственности стран СНГ, из которых направляются вынужденные переселенцы - бывшие жители СССР, за их переезд, обустройство на новом месте и т. п.

Постановление Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея и Законодательного Собрания Краснодарского края предписывает внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О миграции в Российской Федерации". Предлагается провести парламентские слушания с участием депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ.