Сампиев И. Принят закон о местном самоуправлении //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N29, 2000

17 декабря 1999 г. президент Ингушетии Р. Аушев подписал республиканский закон "О местном самоуправлении". Как известно, закон Российский Федерации "Oб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 12 августа 1995 г., по сей день не действует на территории РИ. Не был также реализован федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российский Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", принятый Государственной Думой 23 октября 1996 г. специально для обеспечения конституционных прав граждан в тех субъектах федерации, где не было осуществлено законодательное регулирование в соответствии с Конституцией и законом "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Следуя обычной для субъектов Российской Федерации практике, Народное Собрание-парламент Республики Ингушетия практически скопировал большинство положений и формулировок соответствующего федерального закона. Однако в республиканском законе имеется ряд положений, которые значительно отличаются от федеральных принципов организации местного самоуправления. Так, в определении должностного лица федеральный законодатель установил, что таковые не могут быть отнесены к категории государственных служащих; в республиканском законе такой нормы нет (как будет показано ниже, не случайно). Положение ст. 3 гл. 1 Федерального Закона о праве граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления не нашло отражения в тексте республиканского закона. Далее, федеральный закон специально оговаривает недопустимость подчинения одного муниципального образования другим; этой нормы также нет в республиканском законе. Республиканский закон ограничивает действие местного самоуправления городами районного значения, селами, станицами и иными населенными пунктами, исключая города республиканского значения (таких в Ингушетии три-Назрань, Карабулак и строящийся Магас) и районы (всего шесть районов). Федеральный же закон прямо устанавливает в ст. 12 гл. 2, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских (независимо от подчиненности) и сельских поселениях. Еще одна коллизия возникает по поводу органов и должностных лиц местного самоуправления. Если федеральный закон относит к органам местного самоуправления выборные органы и другие, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (т.е. прерогатива образования других органов оставляется за населением или выборными органами), то республиканским законом в пункте б). Ст. 12 гл. 3 устанавливается, что к органам местного самоуправления относятся не только представительный, но и исполнительный орган-администрация муниципального образования, причем ее главу назначает президент. Следующий любопытный момент: в отличие от пункта 3 ст. 15 гл. 3 Федерального Закона, где оговариваются предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления, в т.ч. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, республиканский закон относит к ведению (не исключительному) собрания депутатов (представительный орган) всего лишь заслушивание отчетов о деятельности администрации муниципального образования по управлению социально-экономической сферой. Статус главы администрации муниципального образования, устанавливаемый республиканским законом, принципиально отличается от оговариваемого федеральным законом. Во-первых, федеральный закон вовсе не предписывает, а только допускает введение должности главы муниципального образования-выборного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, причем глава подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления (ст. 16 гл. 3 Федерального Закона). По республиканскому закону главой муниципальною образования является глава администрации-высшее должностное лицо местного самоуправления, назначаемое на должность и освобождаемое от должности президентом Республики Ингушетия (ст. 15 гл. 3 Республиканского Закона). Между тем, ст. 16 этой же главы Федерального Закона прямо говорит о том, что глава муниципального образования должен избираться гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. В республиканском законе отсутствуют и еще ряд положений федерального закона. Например, ст. 43 гл. 6 федерального закона запрещает ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В республиканском же законе такая норма исключена. Имеются и другие принципиальные расхождения в рассматриваемых законах.

Большинство опрошенных нами экспертов считают, что содержание рассматриваемого закона было определено принятым 29 ноября 1999 г. законом Республики Ингушетия "О системе органов государственной власти Республики Ингушетия", ст. 2 которого устанавливает, что в систему органов государственной власти включаются исполнительные органы государственной власти административно территориальных единиц-районов и городов республиканского значения. Исполнительным органом административно-территориальной единицы Республики Ингушетия является администрация района, города республиканского значения, которую возглавляет глава администрации, действующий на основе принципа единоначалия. Практически все опрошенные нами эксперты согласны с тем, что указанные и другие противоречия республиканского закона "О местном самоуправлении" федеральному закону, да и Конституции Российской Федерации ни в коей мере не вызваны ни национальными, ни местными традициями.