Шаров В. Подготовка законопроекта о языках: конфликт или консенсус? //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N36, 2001
19 апреля 2001 г. состоялось очередное заседание согласительной комиссии по выработке проекта закона "О языках в Республике Марий Эл". Напомню, что направленный в сентябре 2000 г. в адрес президента В. Кислицына и спикера парламента М. Жукова протест прокурора республики на этот закон остался без внимания и ответа. Задержка с подготовкой необходимых изменений дала повод прокуратуре подготовить свой вариант проекта закона и одновременно создала угрозу разрешения возникших коллизий по ее инициативе в судебном порядке.
В конце января 2001 г. прокурор республики направил в адрес Государственного Собрания свой новый вариант проекта закона "О языках в Республике Марий Эл", положительно оцененный правительством, но вызвавший возмущение у руководства правления известного в республике движения "Марий ушем", которое 12 февраля направило в адрес парламента свое обращение, указав, в частности, что в законопроекте не нашли отражения многие права, предоставляемые федеральным законом. Одновременно лидеры названного движения, именуемого сегодня официально межрегиональной общественной организацией, подготовили и представили в Государственное Собрание Республики Марий Эл свой вариант законопроекта, который был далее направлен на заключение прокуратуры и министерства юстиции республики и получил от последних замечания, суть которых сводилась к необходимости приведения ряда статей в соответствие с Российской Конституцией и федеральным законодательством. Например, в одном из замечаний прокуратуры отмечалось, что ст. 5 противоречит ст. 2 Российского закона о языках, гарантирующего равноправие всех языков народов Российской Федерации. Заключение министерства юстиции гласит, что проект закона требует доработки с учетом норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О языках народов Российской Федерации".
Законопроект, разработанный прокуратурой, был внесен на рассмотрение депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл и получил одобрение большинства постоянных комиссий, за исключением так называемой головной комиссии, которая в соответствии с регламентом работы парламента для облегчения процедуры голосования должна готовить заключение по каждой поправке, которые далее вносятся на рассмотрение депутатов для последующего их принятия или отклонения большинством голосов. Головной комиссией по данному проекту закона является постоянная Комиссия по местному самоуправлению, национальной политике и межпарламентскому сотрудничеству.
Тем не менее, поскольку большинство постоянных комиссий предложили внести данный проект на рассмотрение сессии и не высказали по нему принципиальных замечаний, президиум законодательного органа включил его в повестку дня очередной шестой сессии.
При рассмотрении этого вопроса непосредственно на сессии большинство депутатов, учитывая обращение организации "Марий ушем" и принимая во внимание ряд других соображений, в частности, несогласие с представленным "прокурорским" проектом представителей марийской творческой интеллигенции и отдельных депутатов из числа представителей титульной национальности, согласились с предложением головной комиссии перенести рассмотрение на следующую сессию и поручили ей законопроект доработать.
При последующем обсуждении на заседании Комиссии по местному самоуправлению, национальной политике и межпарламентскому сотрудничеству возникла идея образовать рабочую группу по доработке законопроекта, которая впоследствии трансформировалась в предложение об образовании согласительной комиссии по выработке проекта закона, состав которой был утвержден соответствующим постановлением Государственного Собрания на следующей, седьмой сессии марийского парламента, которая состоялась 29 марта. В согласительную комиссию вошли: заместитель главы правительства О. Тихонов, трое депутатов Государственного Собрания (Ю. Алексеев, В. Воронцов, И. Вотяков), два известных языковеда Л. Васикова и И. Иванов, известные лидеры марийского национального движения: председатель Всемарийского Совета Л. Николаев, председатель правления организации "Марий ушем" Н. Попов, а также начальник отдела прокуратуры Т. Григорьева и начальник государственно-правового управления администрации президента Республики Марий Эл Г. Мякишев. Большинство членов согласительной комиссии - марийцы. Руководителем комиссии на первом
ее заседании, состоявшемся 4 апреля, был избран заместитель главы правительства республики О. Тихонов.Результатом работы комиссии является законопроект, в основе которого - проекты, подготовленные прокуратурой, организацией "Марий ушем", а также еще два законопроекта, внесенных депутатами В. Воронцовым и И. Вотяковым. Комиссия планирует провести еще ряд заседаний. Затем подготовленный ею законопроект после обсуждения на постоянных комиссиях будет внесен на рассмотрение очередной, восьмой сессии марийского парламента, дата проведения которой назначена на 18 мая.
С достаточной долей уверенности можно предполагать, что обсуждение законопроекта на постоянных комиссиях и непосредственно на сессии пройдет непросто, так как попытки членов согласительной комиссии включить в законопроект положения, направленные на защиту и сохранение марийского языка, расширение сферы его функционирования и т. д., несмотря на декларативный характер этих статей, будут восприниматься большинством депутатов, среди которых всего 25,4% марийцев, как ущемление их языковых и гражданских прав.
Еще одна проблема связана с поступившими в адрес Государственного Собрания обращениями представителей горномарийской общественности, среди которых: правление Горномарийского представительства организации "Марий ушем", работники культуры Горномарийского района, учителя горномарийского языка и литературы, выпускники Марийского государственного университета, сотрудники редакций газет "Жера" и "Ленинский путь" Горномарийского района. Они предлагают законодательно закрепить следующую норму: "Государственными языками Республики Марий Эл являются русский, лугомарийский, горномарийский языки". Проект же согласительной комиссии основывается на соответствующей статье Конституции Республики Марий Эл, которая гласит, что "Государственными языками Республики Марий Эл являются русский и марийский (луговой, горный) языки".
Эта проблема уже была предметом обсуждения (правда, не в такой яркой форме общественного протеста) при неудачной попытке принятия законопроекта о языках в 1992 г. Тогда две противоборствующие группы марийских филологов спорили, считать ли языки горных и луговых мари отдельными диалектами, вариантами, говорами одного и того же (марийского) языка или совершенно самостоятельными языками. Специалисты по горномарийской филологии, в частности, профессор Л. Васикова, продолжают настаивать на существенных расхождениях в языке горных и луговых мари, тогда как у других филологов принципиальное сходство двух языков не вызывает никаких сомнений.
Не вдаваясь подробно во все коллизии, связанные с этой научной дискуссией, поясним, что марийский народ подразделяется на две этнографические группы: горных и луговых марийцев, каждая из которых использует свою литературную норму, т. е. горномарийский язык и собственно марийский язык, носителями которого являются представители луговых мари, а также связанная с ними генетическим родством географическая группа восточных марийцев, проживающих в Башкирии, Татарстане, Удмуртии, Пермской, Свердловской и др. областях.
Горные марийцы расселены в основном в границах Горномарийского административного района, то есть преимущественно на правом берегу Волги. Вместе с небольшой группой, проживающей на левобережье (Килемарский район), носители этой нормы марийского языка составляют, по переписи 1989 г., примерно одну седьмую часть марийского населения, живущего в пределах республики. Представители этой группы твёрдо идентифицируют себя с этнонимом "кырык (горный) мари". Луговые марийцы (олык мари), явно преобладающие по численности и разбросанные на значительной по площади левобережной части Волги, имеют в связи с этим местные особенности в культуре и языке и множественную идентичность. Зная о своей принадлежности к луговой части марийского населения, они чаще идентифицируют себя просто как "мари" и нередко хорошо осознают свою локальную принадлежность.
Рассмотрев обращения горных марийцев, согласительная комиссия решила оставить редакцию статьи, касающейся государственных языков республики, баз изменений. Конституция Республики Марий Эл, с одной стороны, признает парадоксальность ситуации (у одного народа две языковые литературные нормы), с другой - не ущемляет прав ни той, ни другой ветви марийского народа.