Свечникова Л. Готовится федеральный закон //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N27, 1999
Продолжаются дебаты по поводу проекта федерального закона "О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае", внесенного на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации по инициативе губернатора Ставропольского края А. Черногорова и председателя Ставропольской краевой Думы А. Шиянова. В качестве аргументов "за" принятие выдвигаются, в первую очередь, обострение обстановки на границе Ставропольского края и Чеченской республики, ухудшение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки в крае, увеличение количества вынужденных переселенцев и др. 24 июня 1999 г. законопроект был принят в первом чтении. Его дальнейшее рассмотрение отложено на осень.
Согласно проекту, в целях обеспечения общественной безопасности в Ставропольском крае на его отдельных территориях, могут применяться следующие меры: а) контроль над пересечением административной границы физическими лицами; б) контроль пребывания и проживания граждан на территории Ставропольского края; в) контроль над проездом автомобильного транспорта по территории Ставропольского края; г) создание зон таможенного контроля; д) усиление охраны объектов авиационного, железнодорожного, путепроводного транспорта и других особо важных
объектов жизнеобеспечения; е) усиление охраны общественного порядка; ж) выдворение граждан, незаконно проживающих на территории Ставропольского края (ст.5). Ст. 6 регулирует особенности пребывания и проживания граждан на территории Ставропольского края. Согласно ей, право на выбор места жительства должно осуществляться в пределах ежегодных квот, устанавливаемых: для беженцев, вынужденных переселенцев, иностранных граждан и лиц без гражданства-правительством Российской Федерации по согласованию с правительством Ставропольского края; для иных лиц-законами Ставропольского края.Вышеуказанные положения входят, с одной стороны, в противоречие с действующей Конституцией Российской Федерации, согласно п. "в" ст. 71 которой в ведении Российской Федерации находится регулирование прав и свобод человека и гражданина, п. "м"-оборона и безопасность. Установление правовых основ единого общефедерального рынка, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование также входят исключительно в компетенцию Российской Федерации. А защита прав и свобод человека и гражданина является совместным ведением Российской Федерации и ее субъектов (п. "б" ст.72). Известно, что понятия "регулирование" и "защита" прав и свобод человека и гражданина наполняются различным содержанием. Представленный законопроект претендует на регулирование, а не только защиту прав и свобод личности, поэтому его ст. 5 и ст. 6 не соответствуют Конституции РФ. И хотя согласно ст. 56 Конституции "В условиях чрезвычайного положения... могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия", вряд ли в настоящий момент это будет обоснованным. Тем более, что о чрезвычайном положении в законопроекте речь не идет. Другое дело, что краевым законодателям очень хочется ввести чрезвычайное положение, которое поможет как списать все их прошлые просчеты, так и в будущем действовать независимо от федерального центра. Фактически это может привести к тому, что Ставрополье станет как бы государством в государстве, что недопустимо.
Конечно, наибольшее количество вопросов вызывает ст. 8, устанавливающая ограничения, вводимые для обеспечения общественной безопасности в крае. К ним законопроект относит: ограничения на осуществление экономической деятельности (правда, непонятно, в каких рамках она ограничивается-законопроектом это не предусмотрено), свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; на осуществление сделок с объектами недвижимости; на установление и обеспечение порядка въезда и выезда, пребывания и проживания граждан на территории края; на движение транспортных средств и осуществление их досмотра. А порядок применения временных ограничений, предусмотренных этой статьей, должен определяться законодательством Ставропольского края (?).Однако так ли необходимы экономические ограничения краю, в котором есть все условия для экономического развития? Возникает вопрос, кому выгодна такая ситуация, при которой высшие органы власти и управления Ставропольского края смогут самостоятельно решать, кому и в каком объеме
можно заниматься экономической деятельностью?Очень большие полномочия отданы законопроектом органам государственной власти края, которые могут осуществлять собственное правовое регулирование и принимать меры по обеспечению общественной безопасности. Это прерогатива Российской Федерации, но не ее субъекта.
Действие закона, если он будет принят, может быть прекращено с вынесением соответствующего представления законодательного органа Ставропольского края в Совет Федерации и Государственную Думу РФ. Однако авторами законопроекта, видно, были забыты основополагающие начала теории права, согласно которой любой орган или гражданин в судебном порядке может потребовать прекращения действия любого правового акта. А вот утратить силу закон может в случае его принятия на определенный срок или в случае издания нового нормативного акта, регулирующего эти же отношения, тем же или вышестоящим органом. А также в случае изменения обстоятельств, которые являлись объектом регулирования нормативно-правового акта. Что же касается рассматриваемого законопроекта, то он будет действовать бесконечно, так как в нынешней ситуации на Северном Кавказе, вследствие возникающих то там, то здесь локальных конфликтов, ставропольские политики вполне могут обосновывать вводимые ограничения "сложной обстановкой и необходимостью принятия решительных мер". Поэтому необходимо более четко установить временные рамки законопроекта, а также компетенцию Государственной думы ФС РФ.
Таким образом, получается, что местные законодатели пытаются делегировать себе часть полномочий федерации, а также совместного ведения федерации и ее субъектов. А это может иметь непредсказуемые последствия. И дело даже не в том, что неудачен конкретный законопроект. Его принятие может повлечь за собой сосредоточение слишком больших властных полномочий в краевых органах власти. А учитывая, что ставропольские властные структуры уже прославились своим неумением управлять и принимать разумные решения, последствия этого нетрудно себе представить.
Думается, что представленный законопроект, какими бы благими намерениями ни оправдывалось его принятие, не сможет эффективно работать в условиях несогласованности действий краевой Думы и губернатора Ставропольского края, а также может привести к различным злоупотреблениям в области ограничения прав и свобод как отдельной личности, так и населения края в целом. Поэтому при его принятии законодателям следует учесть тот факт, что действие краевых властей обязательно должно согласовываться с Государственной Думой РФ или Советом Безопасности РФ.