Аствацатурова М. Симптомы "весенней этнополитической активности" //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N43, 2002

Этнополитический фон событий. Главными участниками межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае (далее - СК) являются народы восточнославянской группы (белорусы, русские, украинцы), народы, чей этногенез прошел на территории Северо-Кавказского региона, а также народы, представляющие многочисленные переселенческие этнические группы (см. Приложение).

Если исходить из количественного показателя - доли наиболее многочисленного этноса - СК, 83% населения которого составляют русские, можно, как и другие "русские" субъекты региона, отнести к моноэтническим образованиям. Однако присутствие многочисленных этнических (национальных) меньшинств, а также их социальная активность обуславливают полиэтничность и мультикультурность края. Специфика этносферы Ставрополья состоит в том, что:

· в сравнении с русским населением все иные этнические группы являются этническими меньшинствами;

· этнические меньшинства делятся на коренные и переселенческие (диаспоры или, как мы их называем - этнокультурные анклавы);

· переселенческие этнические меньшинства делятся на внешние диаспоры (имеющие соответствующее государственное образование за пределами РФ или не имеющие таковых) и внутренние диаспоры (имеющие государственное образование в составе РФ);

· внутренние диаспоры располагаются в непосредственной близости к соответствующему субъекту РФ - национальной северокавказской республике;

· этнических меньшинства доминируют или преобладают во многих населенных пунктах.

Межэтнические отношения в крае характеризуются относительной устойчивостью, однако подвергаются испытаниям в условиях общеизвестных северокавказских рисков. Среди них наиболее заметными являются разностатусные манифестные конфликты, терроризм, антитеррористические операции, этническая миграция, распространение радикальных и экстремистских настроений и вероучений.

Векторы межэтнического напряжения. В 2000-2002 гг. в крае выделились некоторые зоны, отличающиеся особыми этнодемографическими характеристиками и особыми индикаторами межэтнической напряженности, которые нарастали в течение предыдущего десятилетия. Это, прежде всего, восточные районы (Нефтекумский, Левокумский, Туркменский, Курский, Арзгирский), а также район Кавказских Минеральных Вод. Здесь обозначились векторы межэтнической напряженности и состоялись отдельные конфликты на уровне отношений:

· русские - туркмены,

· русские - ногайцы,

· русские - карачаевцы,

· русские - армяне,

· туркмены - даргинцы,

· ногайцы - даргинцы.

В общественных настроениях ставропольцев присутствуют коллективные опасения перед "лицами кавказской национальности". Ложная политонациональная категория "лицо кавказской национальности" выступает в крае собирательным образом этнической опасности. В восточных районах это: даргинцы, ногайцы, туркмены, чеченцы, этнокультурная и этнорелигиозная идентичность которых резко отличается от характеристик русского населения. В регионе КМВ это: армяне, греки, грузины, евреи, карачаевцы, осетины, татары, черкесы, чеченцы, чьи этнокультурные характеристики также отмечены отчетливым своеобразием.

В городах КМВ на втором месте после русских по численности находятся:

· в Железноводске и Лермонтове - украинцы;

· в Пятигорске, Минеральных Водах, Кисловодске и Георгиевске - армяне (в Кисловодске на третьем месте - карачаевцы).

· в Ессентуках и ст. Ессентукской - греки,

За последние 10 лет межэтнические отношения на КМВ приобрели конфликтогенный оттенок, причиной чего стали:

террористические акты, исполнителями которых являются представители некоторых автохтонных этносов (карачаевцы, ногайцы) и которые, помимо прямых потерь, приносят и опосредованные угрозы (взаимные этнические страхи, коллективные жалобы, социальный пессимизм);

антитеррористические операции, многочисленные суды над террористами и участниками незаконных вооруженных формирований, которые усиливают обстановку межэтнического напряжения;

залповая этническая миграция и резкое пополнение армянской диаспоры, которое не только обозначило межэтническую напряженность, но и обострило внутридиаспорный локализм и конкуренцию.

Современное этническое самочувствие армянской диаспоры. Армянская диаспора КМВ, как и края в целом, заметна в межэтническом взаимодействии. За последние годы в результате этнической миграции армяне стали вторым по численности этносом в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Ранее на второй позиции находились украинцы (за исключением Ставропольского края, где эту позицию занимали карачаевцы до выделения КЧР в самостоятельный субъект РФ). Присутствие украинцев в регионе было обеспечено в течение долгого исторического периода. Их культура, близкородственная русской, способствовала отождествлению украинских этнических групп с русским большинством, и лишь в течение последних 10 лет украинцы стали осознавать свою диаспорную идентичность. Этническая же идентичность армян всегда отличалась выраженностью и стойкостью к ассимиляции как культура этнокультурного анклава. Культурный облик и общие социальные установки армянских мигрантов новой и новейшей волны (выходцев из Армении, Азербайджана, Грузии, Средней Азии, Чечни) отличаются от соответствующих характеристик не только русского населения, но и армян-старожилов.

Армянам присущи: выраженная экономическая активность, конкурентоспособность, умение адаптироваться к новым социальным условиям. Они, как правило, имеют высокий достиженческий комплекс, стремятся к современным социальным стандартам, среди которых традиционным остается высокий материальный уровень жизни. На КМВ армяне заняты во многих отраслях экономики, и в большей степени - в сфере услуг, торговли, общественного питания, предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Присутствие армян в городах КМВ (в частности, в Пятигорске) отчетливо заметно.

Если отношения русского и старожильческого армянского населения СК складывались по пролонгированной историко-социальной схеме, то отношения русских к "новым армянам" сложились в ускоренные сроки и отличаются особым содержанием. Наиболее негативное отношение к "арменизации края" проявляли в 1991-1995 гг. представители казачества, а в 1994-1999 гг. - активисты регионального отделения РНЕ. Негативные настроения вызваны интенсивным разрастанием диаспоры, проникновением армян во многие отрасли экономики, а также формированием криминальных группировок с участием мигрантов из Нагорного Карабаха и Армении (в частности, в районе КМВ). В конце 90-х гг. с уменьшением потока мигрантов снизилась и конфликтогенная компонента межэтнических отношений, уступив место проблеме адаптации мигрантов, нацеленной на экономическую, социальную и политическую реабилитацию.

Жизненно важной и смыслообразующей является культурная адаптация мигрантов-армян к новым условиям при сохранении этнокультурной самобытности и удовлетворении групповых интересов. Такая адаптация может быть успешной лишь при восприятии культурных норм ставропольского общества, в котором доминирует культура русского большинства. В связи с этим отношения армян с русскими приобретают особую значимость. Сегодня они не сводятся лишь к обмену культурными ценностями, а предполагают продвижение группового имиджа диаспоры, создание позитивного коллективного образа в противовес ксенофобии. Традиционные исторические связи России и Армении, единая вера, патронаж русских в отношении армян и ответные симпатии армянского народа к русским являются продуктивной основой для оптимизации современных русско-армянских отношений в СК.

Преамбула. Настораживающим фактом стали события 19-20 апреля в Пятигорске и в Минеральных Водах с участием групп армянской молодежи. Накануне в центральных СМИ появилась ажиотажная информация о готовящихся радикальных действиях скинхедов в Москве и о возможных националистических акциях в отношении кавказцев. Эта информация была остро воспринята многими этническим группами края - армянами, греками, евреями, дагестанцами, карачаевцами, кабардинцами. В районе КМВ усиленно муссировались слухи о возможном приезде скинхедов из Краснодарского края, где недавно состоялись националистические провокации и противоправные действия в отношении армян. В течение весны 2002 г. на юге РФ (Краснодарский край, Ростовская область) вновь обозначились антииммигрантские настроения на уровне первых должностных лиц и законодательных органов. В отсутствие федерального закона о миграции субъекты ЮФО (Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Адыгея, Ростовская область) выступают с местными законодательными инициативами, содержание которых зачастую противоречит Конституции РФ, а принятие сопровождается прокурорскими протестами. Так, закон "О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае" принят государственной Думой СК в июне 2002 г.

В этих условиях этнические активисты, руководители национально-культурных объединений, религиозные деятели КМВ обратились с разъяснениями и комментариями к диаспорам. Соответствующее собрание провел и Совет Пятигорской армянской национально-культурной автономии. Целью такого собрания было уточнение ситуации и трансляция взвешенных настроений, "этнического здравомыслия". В то же время в Пятигорске ощущалась некая "предконфликтная готовность". На КМВ, как и других городах края, 20 апреля многие ученики и студенты "кавказской" этнической принадлежности не пришли на занятия в школы и вузы. Более безлюдны, чем обычно, были парки и скверы.

Превентивные опасения, распространенные в среде армянской диаспоры, имеют собственные детерминанты. Армянская диаспора испытала множество исходов, причиной которых была не только и не столько дискриминация, сколько прямая угроза жизни и безопасности. В новейшей истории армяне бывшего СНГ оказались вовлеченными в армяно-азербайджанский конфликт, события в Сумгаите, Баку. Активное перемещение армянских диаспор из стран СНГ (прежде всего, Азербайджана и Армении) в Россию, а также внутри РФ и внутри Северо-Кавказского региона стали следствием нарастания межэтнического противостояния либо межэтнических конфликтов. Новые армяне-мигранты, несмотря на приобретенные диаспорные навыки социального обустройства, имеют травмированное сознание, вызванное необходимостью превентивной или эвакуационной миграции в целях спасения жизни и имущества. Армяне, прибывшие в СК вследствие Спитакского землетрясения, событий в Нагорном Карабахе, Сумгаите, Баку, межэтнических конфликтов в Средней Азии, антитеррористических операций в Чечне, озабочены сохранением безопасных условий жизни и, в известном смысле, готовы к межэтническим инцидентам.

Конфликтогенная ситуация 19-20 апреля. В условиях ожидания конфликта группы армянской молодежи, к которым присоединились и представители другие этнических групп (греки, кабардинцы, карачаевцы и др.), самостоятельно организовали поиск скинхедов в Пятигорске и Минеральных Водах. Численность этих групп колебалась от 100 до 700 человек, возраст - от 18 до 30 лет. Целью таких поисков был превентивный отпор "бритоголовым", приезд которых ожидался в Пятигорске и Минеральных Водах. Группы молодежи организовали "патрули" в нескольких районах Пятигорска (автовокзал, Гора-Пост), где компактно проживают армяне. Ими был найден член религиозной организации древнеславянских верований "Дети Перуна", чью машину с символическим знаком солнцеворота молодежь перевернула. 20 апреля действия "этнических молодежных активистов" стали подогреваться слухами об убийстве и изнасиловании армянских и греческих женщин, о готовящемся отпоре со стороны не только "бритоголовых", но и казачества. В свою очередь, некоторая часть русского населения города также проявила активность и готовность к межэтническому противостоянию. В городе возникали локальные драки, сопровождавшиеся хулиганскими действиями.

Активность молодежи и ее агрессивные настроения потребовали вмешательства в ситуацию сил УВД на КМВ. Весь личный состав Пятигорского УВД был поднят по тревоге, несколько десятков нарушителей порядка были задержаны, по факту противоправных и хулиганских действий возбуждено уголовное дело.

Все события сопровождались слухами, содержание которых ужесточало групповые настроения и способствовало эскалации напряженности. Примечательно, что сюжеты слухов (предполагаемые убийства и изнасилования) отражают их традиционный провокационный характер и конфликтогенную природу. Симптоматично, также, что слухи нашли своих благодарных потребителей в лице молодежи, студентов вузов разной этнической принадлежности, отозвавшихся на этническую провокацию.

Последующие события и реакции. 19-30 апреля на ситуацию в Пятигорске отреагировали как государственные, так и общественные структуры. Содержание и формы реагирования можно охарактеризовать следующим образом:

Структуры УВД на КМВ: в дни событий было проведено блокирование и задержание нарушителей порядка, установление личностей участников, возбуждено уголовное дело; состоялась встреча начальника УВД Пятигорска А. Попова с руководителями городской армянской диаспоры с комментариями событий и оценкой перспектив развития ситуации.

Прокуратура г. Пятигорска: прокурор г. Пятигорска Г. Гехфенбаум провел совещание с руководителями национально-культурных объединений, казачеством, представителями религиозной организации "Дети Перуна", администрацией города и представителями силовых структур; на совещании подчеркивалась необходимость легитимного разрешения конфликтных ситуаций, безусловная важность соблюдения закона и морали во благо всех этносов и этнических групп КМВ и СК.

Совет по экономической и общественной безопасности Ставропольского края: секретарь Совбеза СК В. Бондарев провел профилактическую беседу с руководителями казачьих обществ на КМВ;

заместитель секретаря Совбеза СК В. Бельченко в краевых СМИ подчеркнул ответственность руководителей армянских НКА и НКО за настроения и действия армянской молодежи, необходимость противостояния открытым провокациям; отмечалось также, что в СК движение скинхедов имеет лишь мифическую природу, и что региональное отделение РНЕ фактически утратило свои позиции;

состоялась встреча начальника отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями Совбеза СК В. Шнюкова с руководителями армянских национально-культурных объединений СК, на которой была дана оценка состоянию межэтнических отношений в крае, конфликтогенным индикаторам и факторам региона КМВ; события 19-20 апреля получили оценку как провокационные и тревожные, свидетельствующие о потенциальной конфликтной готовности; была подчеркнута роль соответствующих структур, органов государственной власти и местного самоуправления и общественности в предотвращении и урегулировании подобных ситуаций.

Структуры местного самоуправления: состоялось выступление по местному телевидению заместителя главы г. Пятигорска И. Калинского совместно с председателем Пятигорской армянской НКА Д. Лазаряном; была дана оценка событиям, осуждены противоправные действия, провозглашены идеи межэтнического взаимодействия и понимания, призывы к спокойствию, к межэтническому согласию на основе исторической традиции совместного проживания русских и армян.

Национально-культурные объединения: Совет Пятигорской армянской НКА провел разъяснительную беседу с молодежью; прошло совещание руководителей армянских национально-культурных объединений края, где даны оценки ситуации, охарактеризовано общее положение армянской диаспоры в крае, а также положение армян-мигрантов, вынужденных покинуть места жительства в результате конфликтов, погромов; были проанализированы межэтнические отношения на КМВ, взаимные этнические страхи, распространенные в регионе; была подчеркнута роль НКА и НКО в предупреждении острых ситуаций, ответственность за воспитание молодежи на принципах взаимного уважения и добрососедства; оценивалась также роль СМИ в освещении конфликтной ситуации.

Казачество: в Горячеводске (пригород Пятигорска) состоялся казачий сход, на котором действия армянской молодежи получили резкую оценку; казаки провозгласили решимость к защите "своих семей и домов", обратились с резолюцией к лидерам национально-культурных объединений.

Некоторые выводы. Стоит подчеркнуть, что реакция соответствующих силовых структур, специальных правительственных органов (Совет безопасности), структур местного самоуправления и институтов гражданского общества (НКА, НКО, организации казачества) была своевременной и отличалась адекватностью мер и мероприятий. Ситуация на КМВ получила оценку научного сообщества края на Всероссийской научно-практической конференции "Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти, гражданского общества" в Ставропольском государственном университете (май 2002 г.). Прецедент рассматривался и на заседании Пятигорского Дома дружбы с участием руководителей и представителей диаспор Пятигорска и КМВ.

В целом неблагоприятные тенденции не получили длительного развития, и не переросли в конфликт этнических групп. Можно констатировать не только конструктивную деэскалацию конфликта, но и управление конфликтом, вплоть до урегулирования конфликтной ситуации.

В то же время, очевидно, что ситуация 19-20 апреля в Пятигорске является индикатором известной межэтнической напряженности в отношениях русского и армянского населения. Вероятно, идея "вековой дружбы русского и армянского народов" на основе веры, истории и взаимных симпатий нуждается в поддержании и обновлении с учетом современных этнополитических реалий. В обновлении и модернизации нуждаются также стратегии и тактики этнополитического менеджмента в отношении диаспор со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Определенной переоценке и совершенствованию должны быть подвергнуты и внутридиаспорные стратегии. Нам представляется, что именно органы местного самоуправления совместно с национально-культурными объединениями призваны:

отслеживать этническое самочувствие и групповые настроения в среде диаспор;

осуществлять противоконфликтную профилактику, прежде всего, в среде молодежи;

участвовать в урегулировании конфликтов с широким привлечением традиционных и новых слоев этнических групп.

Многочисленные меры и мероприятия могли бы не следовать за событиями, а опережать их в соответствии с принципами и методами профилактики межэтнической напряженности. Целенаправленная параллельная деятельность органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества в лице НКО и НКА должны выявлять причины этносоциальных проблем и снижать этносоциальную напряженность во избежание инцидентов и открытых конфликтов.

В этих целях необходимо активизировать деятельность всей многоуровневой и разветвленной системы армянских национально-культурных объединений края, среди которых: местные общины и НКА, краевая НКА, сформировавшаяся в 2002 г., региональное отделение САР (Союза армян России), сложившееся в 2000 г.

Ареной провозглашения идей общероссийского единства и страницами этнологического и этнополитического всеобуча для диаспоры являются и еще в большей степени должны быть этнические СМИ. Это, прежде всего, региональная ежемесячная общественно-политическая и социально-культурная газета "Пятигорский армянский вестник" (издается с 1997 г.) и информационно-аналитическая газета Ставропольского регионального отделения "Союза армян России" "СтавроАрмПресс" (издается с 2002 г.).

Необходима также реанимация Этнического совета при Администрации г. Пятигорска как консультативно-совещательного органа, который должен способствовать выработке коллективной позиции этнокультурных объединений города и согласованию их интересов с интересами органов местного самоуправления и всего полиэтничного и мультикультурного общества КМВ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Расчетная численность отдельных национальностей Ставропольского края на 01.01.2001

(тыс. чел., пост. население)

Территория всего русские украинцы белорусы грузины армяне туркмены татары

По краю 2654,2 2184,8 69,4 16,0 7,5 120,8 13,3 13,7

Городская 1463,0 1251,1 44,0 8,5 4,2 78,5 0,8 6,0

Сельская 1191,2 933,7 25,4 7,5 3,3 42,3 12,5 7,7

немцы даргинцы карачаевцы ногайцы осетины чеченцы греки

По краю 6,1 37,4 13,5 20,0 7,5 14,5 34,2

Городская 2,4 2,4 9,0 2,0 3,5 1,4 14,2

Сельская 3,7 35,0 4,5 18,0 4,0 13,1 20,0