Голунов С.
Международные контакты и этническая политика //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N37, 2001После прошедших в декабре 2000 г. губернаторских выборов руководство области во главе со вновь избранным губернатором Николаем Максютой получило, наконец, возможность сосредоточиться на решении текущих задач. В их числе находятся развитие международных связей и формирование этнической политики.
По итогам прошедшего года рост внешнеторгового оборота области составил около 170%. Столь впечатляющий рост, связанный с перестройкой структуры производства в региональной промышленности (при по-прежнему сложной ситуации в сфере машиностроения наибольший подъем отмечался в нефтедобывающей, химической, металлургической промышленности) не подкреплен, как представляется, сколько-нибудь четкой стратегией развития международных связей и потому во многом зависит от экономической конъюнктуры, "держится" на единичных заказах крупных предприятий.
С одной стороны, привлекшие внимание зарубежных партнеров очевидные успехи в рассматриваемой сфере, а с другой - стремление властей закрепить эти успехи посредством целенаправленных действий после продолжавшейся более года полосы различных предвыборных кампаний привели к активизации международных контактов региона. В период с апреля по первую половину июня Волгоградскую область посетили делегации Китая, Новой Зеландии (обе - во главе
с послами этих стран), Румынии. Эти визиты носили, скорее, ознакомительный характер, каких-либо значительных соглашений в их ходе достигнуто не было. 8 мая в Волгограде побывал посол США Дж. Коллинз, но и в этом случае речь шла, в первую очередь, о развитии американского культурного центра и программы обмена. Кроме того, за упомянутый период область посетили делегации Болгарии и Грузии, военные атташе 13 стран (включая США, Англию, Бельгию, Канаду, Швецию), была проведена выставка белорусских товаров с участием представителей посольства этой страны.Можно отметить также активизацию трансграничного сотрудничества с Казахстаном как на региональном, так и на районном уровнях. 23 апреля Волгоград посетил недавно назначенный аким соседней Западно-Казахстанской области К. Кушербаев. По итогам визита был подписан Меморандум о сотрудничестве между высшими органами исполнительной власти регионов. В качестве возможных сфер развития сотрудничества были упомянуты, в частности, сельское хозяйство, нефтедобыча, металлургия, машиностроение, пищевая промышленность, туризм, культурные связи. Товарооборот между двумя областями вырос с $ 3 млн. в 1998 г. до $ 40 млн. в 2000 г.
Для развития сотрудничества на локальном уровне большое значение имела встреча между руководителями Палласовского района Волгоградскиой области с акимами Джаныбекского и Бокейордынского районов области Западно-Казахстанской при участии представителей таможенных и пограничных служб. Данная встреча состоялась во 2-й половине мая в г. Палласовке. По итогам обсуждения было заключено соглашение об экономическом сотрудничестве, в котором упорядочивались вопросы паспортного режима, прогона скота через кордон, борьбы с саранчой, беспошлинной торговли сеном и другие.
Наиболее ярким событием в сфере внешних связей за истекшие полгода стал трехдневный визит в Волгоград в середине мая президента Венесуэлы Уго Чавеса. Лидер страны, председательствующей в ОПЕК, имеет репутацию политика, придерживающегося левых взглядов; показательно, что совет посетить Волгоград президент, по его словам, получил от своего друга, кубинского лидера Фиделя Кастро. Высокий гость проявил интерес к сотрудничеству в сферах нефтепереработки, металлургии, машиностроения; обсуждались возможности поставок судов типа "река-море" и военной техники. Венесуэльскую делегацию заинтересовал опыт строительства Волго-Донского канала, который гости хотели бы применить у себя на родине.
Визит показал, однако, что потенциальные партнеры не были в достаточной степени осведомлены об экономическом потенциале региона, и потому некоторые из планируемых ими целей на поверку оказались недостижимыми. Так, венесуэльский президент планировал обсудить возможность поставок из своей страны стали на волгоградский рынок. Однако после того как выяснилось, что Волгоградская область является одним из крупнейших металлургических центров Юга России, вопрос был исчерпан.
В рамках развития международных контактов Волгоградской области властями было заявлено намерение уделять внимание развитию направлений, которые до настоящего периода находятся "в тени". Речь, в частности, идет об использовании потенциала региона для развития туризма, в том числе и международного. Волгоградская область имеет ряд потенциально привлекательных для такого туризма природных и культурно-исторических объектов, включая скульптурный ансамбль на Мамаевом кургане, дельту одной из самых чистых в Европе рек - Хопра и многие другие. Однако решение проблемы во многом тормозится слабой развитостью инфраструктуры и рынка сервисных услуг. Так, в Волгограде до сих пор нет даже 4-х звездочной гостиницы, аэропорт, автодороги и другие транспортные коммуникационные пути нуждаются в серьезной реконструкции. В ряде случаев существенным препятствием является и ортодоксальная идеологическая позиция, занимаемая частью местного отделения КПРФ, фактически находящейся у власти в регионе. Такая позиция выразилась, в частности, в блокировании Областной Думой проекта строительства немецкой фирмой санатория у озера Эльтон, препятствовании установлению памятных знаков в местах захоронения немецких солдат, погибших на территории области в период Второй мировой войны.
Позитивным шагом в рассматриваемой сфере можно считать прошедший в начале мая рекламный тур под названием "Волгоград рад гостям", за участие в котором представители заинтересованных иногородних и иностранных фирм заплатили символическую сумму: по 300 рублей с человека. Остальные средства выделила городская администрация. Были рассмотрены самые разные возможности приема гостей: отдых, деловой туризм, выезды на охоту, рыбалку. Как
подчеркивалось в ходе рекламного тура, представители власти считают первоочередными задачами доведение гостиницы "Волгоград" до уровня 4-х звездочного отеля, оживление завода сувенирной продукции, а затем и создание собственного, ориентированного на потребности туризма, автохозяйства.После окончания предвыборных баталий активизировалась работа областных властей по выработке политики в сфере межэтнических отношений. Так, ведется разработка Концепции национальной политики Волгоградской области, однако уровень известных автору вариантов соответствующего проекта пока является крайне неудовлетворительным. Вместе с тем, в представленном областной администрации проекте выражается намерение создать координационный совет по решению данных вопросов, осуществлять этнологический мониторинг, разработать среднесрочную программу политики в сфере межэтнических отношений.
В середине июня 2001 г. соответствующее структурное подразделение в рамках Администрации Волгоградской области наконец было создано. Председателем образованного Комитета по делам национальностей и казачества был назначен атаман Волгоградского округа донских казаков Александр Бирюков, переведенный с должности генерального директора ОАО "Центр бытовых услуг". Столь неожиданное решение кадрового вопроса во многом объясняется тем, что фактор казачества сыграл заметную роль в период выборов, а также свидетельствует, видимо, о том, что при выработке национальной политики для областных властей политические соображения пока явно занимают первое место, перевешивая потребность в выработке научно обоснованной и взвешенной стратегии.
По материалам газет: "Волгоградская правда". 2001. 19, 24 апреля, 25, 26 мая, 7, 19 июня; "Городские вести". 12, 19 мая; "Вечерний Волгоград". 13 апреля.