Голунов С. Формирование региональной этнической политики //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N39, 2001

Окончание почти полуторагодичного цикла избирательных кампаний регионального и федерального уровня способствовало снижению накала политической борьбы и, соответственно, уменьшению ее влияния на различные сферы общественной жизни. У региональных властей и других структур появилась возможность систематически заняться текущей работой, гораздо меньше оглядываясь на сиюминутную политическую конъюнктуру.

К числу направлений, оказавшихся в сфере внимания власти после окончания предвыборных кампаний, относится и этническая политика. Попытки создать для нее правовую и институциональную базу, поставить ее на систематическую основу делались и ранее, однако политическая конъюнктура серьезно сковывала действия правящей элиты. Так, по сей день продолжается работа над Концепцией национальной политики Волгоградской области. В подготовленном в недрах обладминистрации весной нынешнего года втором (переработанном с учетом мнения квалифицированных специалистов!) ее варианте содержались такие "перлы", как "поддержка соотечественников, проживающих за пределами Волгоградской области", "#осуществление специальных экономических программ с целью предотвращения эмиграции", "использование русского языка как общегосударственного (одна из целей региональной национальной политики - С. Г.)", и т. п.

Похоже, главным приоритетом своей этнической политики областная власть избрала казачество. Примечательно, что созданный в июне 2001 г. при обладминистрации Комитет по делам национальностей и казачества возглавил# атаман Волгоградского округа донских казаков А. Бирюков. Главной целью деятельности подразделения объявлена реализация государственной концепции национальной политики, включая реабилитацию репрессированных народов (к числу которых отнесены и казаки) и противодействие этнополитическому экстремизму. Для решения этой и других задач будет вновь сделана попытка разработать целевую областную программу, рассчитанную на 10 лет.

По своей структуре новообразованный комитет состоит из трех отделов и двух общественных советов, один из которых курирует работу казачества, а другой - этнических общин региона. В работе первого из них акцент делается на содействии организации юртовых и станичных казачьих обществ, обеспечении участия казачества в государственной службе, военно-патриотическом воспитании; во втором - на решении политических и государственно-правовых проблем национальных общин, содействии их культурно-образовательной работе. В рамках работы по обоим направлениям планируется финансирование целевых программ, оказание поддержки проведению фольклорных фестивалей и этнографических экспедиций, развитие СМИ национально-культурных организаций и казачества.

В формирующийся аппарат комитета, по примерам Ростовской области и Краснодарского края, планируется включить в качестве штатных сотрудников атаманов пяти расположенных в регионе казачьих округов; руководители национально-культурных объединений будут представлять свои этнические общины в одном из двух общественных советов. По словам представителей руководства комитета, при формировании его штатного состава учитывались опыт и умение кандидатов работать с активистами многочисленных культурных автономий.

В период после образования комитета в регионе было проведено несколько мероприятий этнокультурного характера. Примечательно, что два из них организовали общины, имеющие исторические корни в дальнем зарубежье. Так, в августе Волгоград посетил председатель комиссии по просвещению Польско-американского конгресса США профессор Э. Осиско. Гость встретился с активистами областного польского национально-культурного общества "Кропля", ознакомился с его деятельностью, побывал в одной из волгоградских школ, в которой изучается польский язык.

С участием представителей Южной Кореи состоялся 1-й региональный фестиваль корейской культуры, на котором присутствовали пасторы ряда протестантских церквей и буддистские священники, гости из США, Германии, регионов России. Руководство Волгоградской области сделало попытку извлечь конкретные экономические дивиденды из международных связей региональной корейской диаспоры: на встрече губернатора с представителями деловых кругов обсуждалась, в частности, возможность инвестирования иностранного капитала в развитие сельскохозяйственного производства в местах компактного проживания корейцев.

21 сентября в здании областной администрации состоялся брифинг, посвященный 1700-летию крещения Армении и 10-летней годовщине создания Республики Армения. Его провели полномочный представитель г. Еревана в Волгоградской области А. Григорян, члены региональной армянской общины. Одним из ключевых моментов брифинга стало обсуждение проекта строительства в Волгограде Армянского комплекса, включая православный храм Св. Саркиса, резиденцию, воскресную школу для детей с изучением армянского языка и зал для торжеств. Представители армянской общины посетовали, что вопрос о выделении участка не решается уже 10 лет при том, что срок выполнения проекта строительства оценивается еще в 15 лет.

В ходе брифинга прозвучало также утверждение о том, что численность армянской общины региона - около 40 тыс. чел., основную часть которых составляют потомки тех, кто отстраивал Сталинград в послевоенные годы. Учитывая, что, согласно переписи 1989 г., в области насчитывалось менее 10 тыс. армян, такая оценка является явно преувеличенной. Следует отметить, что численность своих общин нередко завышают и представители других этнических организаций, стремясь, видимо, привлечь внимание властей, добиться финансирования и других льгот.

Важным событием этнокультурной жизни региона стал проведенный в сентябре на территории Астраханской, Волгоградской областей и республики Калмыкия международный форум "Царицынские встречи". В мероприятии приняли участие ученые, представители исполнительной власти, фольклорные коллективы. Основное внимание уделялось вопросам сохранения и использования экологического и этнокультурного наследия Нижневолжского региона. В числе итогов форума - подписание межрегионального соглашения о сохранении, реабилитации и рациональном использовании данного наследия, создание общественного центра "Евразийский форум народов" с целью пропаганды мира и согласия между людьми различных национальностей, а также принятие декларации "XXI веку - мир и согласие народов". Символичным жестом стала закладка при въезде в село Малые Чапурники Светлоярского района Волгоградской области (в котором соседствуют многочисленные русская татарская общины) памятного знака перекрестка цивилизаций.

Также в сентябре состоялся семинар "Актуальное состояние и перспективы развития межнациональных отношений в Волгограде", в котором приняли участие представители общественных и ветеранских организаций, работники образования, культуры, здравоохранения города. В опубликованные в официальной прессе региона отчеты попали лишь стереотипные фразы о том, что "Волгоград остается многонациональным гостеприимным городом", что "русские люди испокон веков уважительно относились к традициям, обычаям других наций", а также о "неуважительном отношении к коренному населению города со стороны отдельных гостей из Средней Азии и Закавказья". В связи с этим властям и силовым структурам было рекомендовано более внимательно отнестись к вопросам миграционной политики.

По материалам газет: "Волгоградская правда". 2001. 17, 18, 23 августа, 18, 22, 26 сентября; "Вечерний Волгоград". 2001. 18 сентября; "Деловое Поволжье". 2001. 29 августа - 4 сентября.