Голунов С. Формирование этносоциальной политики //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N44, 2002

Существенные изменения этнодемографической и этносоциальной ситуации, произошедшие за последние годы, поставили на повестку дня вопрос о необходимости проведения этнической политики, обеспеченной с законодательной и институциональной точек зрения. Ранее данный вопрос, казалось бы, не имел первоочередной актуальности. По состоянию на 1989 г. национальный состав населения Волгоградской области был достаточно типичным для "руских" областей: доля русских достигала почти 90%, а наиболее многочисленного этнического меньшинства - украинцев - примерно 3%. Недооценка важности учета этнического фактора была связана и с тем, что, в правящей элите региона высококвалифицированные специалисты в прикладных сферах гуманитарных наук практически отсутствуют: упомянутая элита традиционно формировалась из лиц, получавших техническое или сельскохозяйственное образование. Однако рост этносоциальной конфликтности вследствие миграции из кавказского и центральноазиатского регионов, приграничного положения области и относительной близости очага чеченского конфликта показали, что время, когда на проблему можно не обращать существенного внимания, пуская ее на самотек, уже прошло.

Одна из первых попыток законодательного обеспечения этнической политики была предпринята облдумой еще в 2000 г. Тогда Комитетом по законности и безопасности был предложен проект "Концепции национальной политики Волгоградской области". Низкая компетентность разработчиков не позволила им, однако, создать полноценный документ, которым можно было бы реально руководствоваться на практике. Тем не менее, после неубедительной попытки доработки, вопреки категорическим возражениям научной общественности (автор, выступавший в качестве одного из рецензентов, сделал более 60 касавшихся, в основном, грамматики и стилистики замечаний к 8-страничному тексту), документ был принят Областной думой в 2001 г.

Примерно в то же время в структуре Администрации Волгоградской области было создано подразделение, в сферу ответственности которого включалась этническая политика. По инициативе областных законодателей это подразделение получило несколько необычное название: Комитет по делам национальностей и казачества, чем подчеркивалась особая роль последнего в социальной и этнокультурной жизни региона, правобережная часть которого (за исключением узкой полоски прибрежной территории) до революционных событий 1917 г. находилась под юрисдикцией Войска Донского. Показательно, что новое подразделение возглавил атаман Волгоградского округа донских казаков А. Бирюков, вскоре сложивший, однако, это звание, сосредоточившись на работе на новом посту.

В рамках новой структуры была сделана фактически первая попытка вовлечь в работу квалифицированных экспертов (ученых-этнологов, функционеров из госструктур, курировавших соответствующие сферы бывших партийных и советских работников), осуществлять координацию деятельности административных органов и национально-культурных объединений, ввести в цивилизованные рамки освещение проблематики в СМИ. На общественных началах при комитете начали работу совещательные органы, в частности, Научно-методический совет, состоящий из ведущих ученых-этнологов региона.

Первоочередными задачами комитета стали выработка и принятие областной целевой программы "Этносоциальное развитие населения Волгоградской области" на 2003-2005 гг. В качестве главных направлений деятельности были определены развитие этнических культур, международное и межрегиональное сотрудничество в сфере национальных отношений, издательская деятельность, этнокультурное образование, профилактика экстремизма. Программа прошла экспертизу в Институте этнологии и антропологии РАН, а также в ведущих вузах Волгоградской области.

Учитывая серьезное давление со стороны эксплуатирующих "русский вопрос" лоббистских структур (включая депутатов облдумы - в том числе и крупных предпринимателей, а также представителей общественных организаций, некоторых СМИ и т. п.) в программе был сделан специальный акцент на особом значении этнокультурных потребностей русских как государствообразующего этноса и этнического большинства в регионе. Однако в настоящее время деятельность организаций и отдельных политиков, стремящихся представить себя выразителями этнокультурных интересов русских, как правило, ограничивается декларативными заявлениями при явном дефиците конкретных действий, направленных на популяризацию соответствующих культурных традиций.

В сложившихся условиях вакуум в сфере представительства интересов русских в регионе активно пытается заполнить Русская община Волгоградской области - организация, стоящая на позициях крайнего национализма, в официальных заявлениях неоднократно допускавшая выпады откровенно антисемитской, антиказахской и "антикавказской" направленности. Властные структуры на подобные выпады, как правило, реагируют вяло. Более того, представителям организации дали возможность участвовать в формировании вышеупомянутой областной целевой программы, де-факто частично признав, тем самым, ее право выражать интересы русских региона.

Результатом этого стал казус, произошедший уже на конечном этапе выработки программы. Проект, одобренный рядом административных структур и завизированный ректорами ведущих вузов, был временно снят с обсуждения облдумой после того, как представители Русской общины, добившись встречи с ответственным представителем обладминистрации, с грубым нарушением выдвинули альтернативный проект, заведомо противоречащий российскому законодательству (в нем многократно упоминалось, в частности, о неких особых правах граждан русской национальности), неграмотный и крайне плохо проработанный с концептуальной точки зрения. На состоявшемся в конце июня Межведомственном совещании при зам. главы Администрации Волгоградской области проект Комитета по делам национальностей и казачества получил принципиальную поддержку, тогда как проект Русской общины был полностью отвергнут. Ко времени написания материала первый из упомянутых проектов находился в стадии завершающих доработок и согласований, а его вынесение на рассмотрение облдумой планировалось на осень.

В условиях предстоящего, начиная со следующего года, нового двухлетнего цикла избирательных кампаний важным направлением этнической политики становится работа со средствами массовой информации. Как нами неоднократно отмечалось в предыдущих материалах, в 1999-2000 гг. подконтрольные некоторым кандидатам СМИ пытались использовать тему межэтнических отношений в своих интересах, далеко не всегда оставаясь при этом в рамках закона и общепринятых этических норм. Осуществляемый Комитетом по делам национальностей и казачества мониторинг прессы принес определенные результаты: некоторые редакции газет в результате получили официальные предупреждения, а телевизионная программа, служившая рупором Русской общины, была закрыта после экспертизы одной из передач, в которой звучали антисемитские высказывания.

Иллюстрацией серьезности проблемы в контексте приближения нового цикла предвыборных кампаний может служить курьезный инцидент, участниками которого стали, с одной стороны, газета "День за днем" (представляющая интересы поддерживаемых финансово-промышленной группой МДМ и оппозиционных нынешним властям потенциальных кандидатов на должности мэра Волгограда и губернатора области, соответственно Е. Ищенко и О. Савченко) и, с другой стороны, автор этих строк.

В руки редакции газеты попал экземпляр анкеты соцопроса "Негативные этнические стереотипы и пути их преодоления (на примере чеченских вынужденных переселенцев и местного населения)", который в рамках одноименного международного проекта проводился автором в мае 2002 г. с помощью руководства местной чеченской общины. В результате увидела свет статья "Чеченцев подвергли секретному опросу", в которой абсолютносерьезно утверждалось, что все (! - Авт.) чеченцы региона получили анкеты, и что за этим опросом (по мнению анонимного автора, опросник был составлен "крайне неудачно") стоят обладминистрация, а также спецслужбы, пытающиеся взять на учет всех лиц, периодически посещающих Чечню. Попытка автора добиться опровержения этой информации результатов не принесла. Любопытно, что, попытавшись представить себя защитником интересов чеченцев Волгоградской области, газета практически кардинально поменяла свою позицию по сравнению с периодом губернаторской кампании 2000 г. Тогда в одном из осенних выпусков была напечатана, в частности, статья "Почему молчит Максюта?", содержащиеся в которой выражения ("хутор день ото дня становится все чернее" - далеко не самое некорректное из них) напрямую оскорбляли достоинство выходцев с Кавказа.

Таким образом, этносоциальная политика регионального уровня пока находится на начальной стадии формирования. Правовыми основаниями для такой политики должны стать областная целевая программа "Этносоциальное развитие населения Волгоградской области" на 2003-2005 гг. и "Концепция национальной политики Волгоградской области", нынешнее качество которой настоятельно требует принятия принципиально нового документа. Положение осложняется недостатком средств и реальных полномочий у проводящих эту политику структур, слабостью координации между ними. Начиная со следующего года серьезным препятствием, по-видимому, станет и начало нового двухлетнего цикла предвыборных кампаний, в ходе которого принятие сколько-нибудть принципиальных решений может оказаться замороженным.

Использован материал газеты "День за днем". 2000. 12-18 июля. С. 6.