Строгальщикова З., Клементьев Е.
О некоторых аспектах национальной политики //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N34, 2000После выборов 1998 г. почти полностью изменился кадровый состав органов власти. Новая команда не уделяет должного внимания развитию прибалтийско-финских народов республики. Не находят поддержки национальные общества и в парламенте республики. Средства на Программу развития культур и языков карел, вепсов и финнов в 1999 г. были сокращены в 6 раз, что резко ограничило финансирование культурных и общеобразовательных программ. С 2000 г. выделение средств на эти цели вообще было прекращено. Сейчас финансирование культурно-образовательных мероприятий проводит Госкомитет по национальной политике. Общественность лишилась возможности контроля над целевым использованием этих средств. Проект Положения о Совете руководителей национально-культурных автономий, организаций и движений Республики Карелия при Госкомитете по национальной политике, подготовленный комитетом еще в январе 2000 г. и предполагающий, в частности, участие национальных объединений "в подготовке предложений в проект республиканского бюджета по статьям, предусматривающим финансовое обеспечение национальной политики Республики Карелия", лежит без движения. Проект Концепции национальной политики, на подготовку которой Комитет затратил примерно полтора года, положен "под сукно"
В республике сокращаются и число изучающих карельский и вепсский языки, и количество уроков родного языка: если в 1997/98 учебном году карельский язык изучали 2388 детей карел и 417 детей вепсов, во в 1999/2000 учебном году соответственно 2003 и 403. Согласно Концепции развития финно-угорской школы республики (утверждена в 1997 г.) на изучение родного языка должно выделяться не менее 4 часов в неделю, предполагается переход к обучению на родном языке. В действительности в большинстве школ на родной язык отводят три или даже два часа в неделю, часто по усмотрению директора школы. Среди преподавателей финно-угорских языков крайне низок процент специалистов с базовым образованием (и это при избытке таких кадров!). Проблема в нехватке средств на жилье для молодых специалистов в селах и районных центрах. Реальную потребность в преподавателях и число желающих изучать карельский и вепсский языки в целом по республике никто не исследовал.
По оценке Комитета, с 1998 г. стала просматриваться тенденция снижения роли карельского языка в общественно-политической жизни республики, особенно его использования в СМИ. Последствия этой тенденции, безусловно, отразятся на знании родного языка молодым поколением, в том числе детьми.
Одна из серьезных проблем - результативность изучения языков. По данным проведенного в 1996 г. опроса 99 учителей карельского, вепсского и финского языков, степень знания детьми этих языков оценивается как низкая. Свободно владели ими единицы. В семье эти языки практически не используются. Возможности же национальной школы в его сохранении учителя оценили как ограниченные (46,5%) или как умеренные (40,4%), и лишь около 13% - как высокие. Между тем, основная нагрузка в сохранении карельского, вепсского и финского языков, особенно в крупных поселениях, приходится именно на школу. В итоге утраченными могут оказаться результаты активной деятельности национальной интеллигенции по возрождению и сохранению финно-угорских языков.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ (пункты "б" и "м") "защита прав национальных меньшинств" и "защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей" является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Республика Карелия не только правомочна, но и обязана проводить законодательное регулирование в этой сфере.
Национальные организации, обеспокоенные сложившейся ситуацией, настояли на встрече с председателем правительства республики С. Катанандовым. По итогам встречи была достигнута договоренность о том, что поправки в проект Конституции будут представлены лично им.
В третьем варианте проекта Конституции часть этих поправок присутствует. Между тем, закон о государственных языках принимается не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов. Состав же нынешнего депутатского корпуса таков, что решение съездов карел 1991 г. и 1994 г. о придании карельскому языку статуса государственного вновь окажется отложенным на неопределенное время. Однако хочется надеяться, что новая Конституция будет гарантировать соблюдение прав карел, вепсов и финнов.