Зепа Б. Достижения и неудачи этнополитики //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N38, 2001

Этнополитическая ситуация в Латвии весьма противоречива. Об этом свидетельствуют как исследования, так и оценки экспертов. Учреждения и организации, занимающиеся этнополитикой, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это структуры, которые способствуют интеграции латвийского общества. К этой группе в первую очередь можно отнести Управление натурализации (УН). Исследование натурализированных граждан, проведенное весной 2001 г., показало, что они высоко оценивают профессионализм и любезность сотрудников УН. То, что больше 90% из обследованной группы подтвердили доверие УН, является исключительным фактом на фоне доверия разным учреждениям в целом по стране. К примеру, лишь каждый пятый житель Латвии доверяет парламенту и правительству.

К этой же группе относится Государственную программу по освоению латышского языка (ГПОЛЯ), которой проведена огромная работа по распространению латышского языка среди национальных меньшинств. За четыре года 22 тыс. чел. прошли обучение на курсах разного уровня и разных методик в рамках ГПОЛЯ, из них 2805 чел. - учителя. Приоритет программы с первого года ее существования - помощь учителям русских школ, которых остальные госструктуры бросили на произвол судьбы: сначала - учителям латышского, теперь - учителям-предметникам, работающим по билингвальной методике. Директор программы А. Приедите прогнозирует, что к переходу на латышский язык в 2004 г. будет готова только половина средних школ Латвии. ГПОЛЯ подготовила отличные книги для 5 - 9-х классов русских школ, но в некоторых школах по-прежнему в ходу обтрепанные учебники с нудными текстами о жизни латышских батраков позапрошлого века.

Вторая группа - это структуры, противоречивая деятельность которых в большей мере усиливает конфликтность этнополитической ситуации, нежели снижает ее. К этой группе ученые-эксперты1 причисляют Центр государственного языка (ЦГЯ) и Министерство образования и науки (МОН). Авторитарный стиль и резкие заявления ЦГЯ нередко являлись поводом обострения языковой ситуации в Латвии.

Особую важность представляет вопрос о реформе образования, где с этнополитической точки зрения особенно важен вопрос о языке образования в школах меньшинств. Наиболее острые упреки со стороны меньшинств вызывают планы МОН перевести с 2004 г. среднее образование во всех школах Латвии на латышский язык. По оценкам экспертов2, установленные сроки нереальны и не согласованы с уже начатой билингвальной реформой образования, по которой первоклассники начали учиться лишь в 1999 г. Соответственно, перевести 10-е классы на латышский можно не раньше, чем в 2008 г. Чтобы сделать это раньше, нужны как дополнительные программы, так и огромные средства.

Надо отметить еще один важный момент, который затрудняет переход на латышский язык обучения в средних школах в 2004 г. Это вопрос о качестве билингвального образования. Хотя в целом меньшинства одобряют этот метод образования и воспринимают его как средство усвоения обоих языков - как родного, так и латышского, надо признать, что не везде это осуществляется достаточно успешно. Во многих школах наблюдаются хорошие результаты, но это нельзя сказать обо всех. В некоторых картина весьма тревожная. Школы имеют право выбрать одну из четырех моделей билингвального образования. Как правило, в школах, где знания латышского у самых педагогов весьма слабые, выбирается такая модель, где основной объем изучения латышского просто откладывается на несколько лет. Нетрудно догадаться о готовности таких школ и школьников к переходу на обучение на латышском языке через несколько лет на уровне средней школы. А Министерство образования и науки как бы не замечает этого. Думается, что ситуацию может спасти только серьезный анализ и оценка политики образования, коррекция ее с учетом интересов всех участников политики, а также имеющихся ресурсов - как финансовых, так и интеллектуальных.

К третьей группе учреждений можно причислить те, которые созданы для решения проблем этнополитики, но практически не действуют. Так, Программа Интеграции Латвийского общества, созданная два года тому назад, практически никак себя не проявляет. Государственную программу интеграции общества готовы поддержать многие зарубежные доноры. Но до сего времени важные и полезные проекты тормозились из-за того, что не было единой структуры по надзору за расходованием средств. В июле парламент наконец принял закон "О Фонде интеграции общества", который вступит в силу 1 сентября 2001г. Цель создания Фонда - привлекать, хранить, управлять и распределять средства для реализации интеграционных проектов; определять и разрабатывать критерии оценки проектов; организовать конкурсы проектов; заниматься работой во имя интеграционных процессов в обществе. Финансироваться фонд будет за счет бюджета государства и самоуправлений, пожертвований физических и юридических лиц, в том числе и иностранных, а также доходов от хозяйственной деятельности.

Говоря о роли разных структур в содействии решению этнополитических проблем в Латвии, важно подчеркнуть, что в Латвии нет ни одного государственного учреждения, которое занималось бы проблемами национальных меньшинств. Для ставнения: в Эстонии есть три государственных учреждения, где востребован голос национальных меньшинств. При министерстве народонаселения активно работает Фонд интеграции, финансирующий проекты, укрепляющие межнациональные отношения (В Латвии подобный фонд начнет действовать в сентябре.) В Эстонии президент Л. Мери регулярно собирает круглый стол по проблемам национальных меньшинств. В Латвии уже второй год как не возобновлена деятельность подобного совета. В самом русском уезде Эстонии - Ида-Вирума - также действует круглый стол меньшинств при старейшине уезда. В Латвии консультативный совет по делам неграждан существует только в Венстпилсе, хотя в Риге и Даугавпилсе неграждан намного больше.

Говоря о вкладе различных организаций в решение проблем национальных меньшинств, нельзя не отметить, что политические партии практически этими вопросами не занимаются. Существует определенная государственная политика по вопросу о государственном языке, политика в сфере образования, политика интеграции общества, но ни одна из партий не занимается теми вопросами, которые возникают при осуществлении данных политик. Единственным исключением является Объединение "За права человека в единой Латвии", которое практически поддерживают только избиратели из числа национальных меньшинств. Таким образом вопросы нацменьшинств являются водоразделом между избирателями-латышами и избирателями других национальностей.

Примеры сопротивления населения государственной политике. Конкурс сочинений. Очень острое обсуждение в обществе вызвал молодежный конкурс сочинений "Как освободить Латвию от колонистов", организованный небольшой редакцией экологической литературы (главный редактор А. Гарда). Из присланных на конкурс сочинений был составлен сборник, опубликованный тиражом 3 тыс. экземпляров. Содержание сочинений составляют длинные фразы, туманные мысли о Высшем разуме и Космосе, об осуществлении Божьей справедливости: освобождении Латвии от 700 тысяч колонистов. Дискуссия о конкурсе велась как в латышской, так и в русской прессе. В латышской прессе в основном была дана критическая оценка организаторам конкурса, а также выражено сожаление и чувство неловкости за произошедшее. Были и некоторые другие акценты: например, сборник характеризовался как исторический документ, фиксирующий стиль мышления небольшой национально экстремистской группы молодежи.

Более серьезным фактом является то, что в презентации книги участвовали два депутата парламента от национально-консервативной партии и социал-демократов. Именно последний факт остро осуждается в латвийской прессе. Кроме того, по инициативе директора Центра по правам человека и этническим исследованиям Н. Муйжниекса было опубликовано открытое письмо, подписанное известными интеллектуалами и общественными деятелями страны, с обращением к партиям и просьбой выразить свою позицию в отношении двух упомянутых депутатов, участвующих в презентации книги, настроенной против интеграционной политики государства.

Молодежный концерт - акция. В июле в Риге был организован бесплатный концерт группы "Инфузория", одновременно это была акция в поддержку образования на родном языке. В акции участвовали около 3000 молодых людей разных национальностей. По словам председателя молодежной организации "Солидарность", цель этой акции - привлечь внимание общественности к попытке властей закрыть русские средние школы к 2004 г. Молодежная акция, хотя и организованная вместе с развлекательным концертом, заслуживает внимания, поскольку в данном случае солидарность проявила молодежь разных национальностей, и нельзя забывать, что это молодежь, социализированная в свободном демократическом обществе.